Нынешний ПМЭФ ознаменовался не только заключёнными сделками по привлечению инвестиций, но и разорванными соглашениями. Генеральный директор "Мегалайн" Геннадий Корупятник рассказал "ДП", в чём состояли претензии городских чиновников к проекту реновации промплощадки "Горская" и что компания намерена делать дальше.
Начнём с главного — каковы для вас итоги ПМЭФ-2022?
— Главный итог — недоумение несолидным поведением власти великого города, которая ведёт непоследовательную политику. Вот основная наша позиция.
Геннадий Корупятник, генеральный директор "Мегалайн"
Городские власти озвучили много разных версий, почему они так поступили. Начиная с того, что прошлогоднее соглашение было лишь формальностью, заканчивая тем, что "Мегалайн" не отвечал на замечания к проекту.
— Давайте отвечу подробно. Во исполнение поручения президента Российской Федерации по вопросу проработки проекта от 31 октября 2021 года губернатор Петербурга в ноябре написал письмо в адрес помощника президента РФ Максима Орешкина, в котором рассказал: сейчас по развитию Горской администрацией города рассматриваются предложения нескольких потенциальных инвесторов. И для принятия окончательного решения необходимо провести объективную оценку всех предложений, в том числе сравнить правовые модели, выявить возможные риски, определить социально-экономический эффект каждого проекта для города и тогда уже решать. В тот момент администрация Петербурга рассматривала концепцию ООО "Мегалайн" и ЗАО "Лидер".
Что получается сейчас. Про проект ЗАО "Лидер" все вообще забыли. По нашему мы показали: социально-экономический эффект, 18 тыс. новых рабочих мест, налоговые поступления в бюджет Петербурга в районе 14–16 млрд рублей. Есть ещё федеральные налоги — как правило, они на 10–15% больше. В целом это порядка 30 млрд суммарного дохода. Серьёзная цифра. Был проведён международный конкурс. Работа произведена с глубоким уровнем проработки деталей.
В итоге на ПМЭФ губернатор подписывает соглашение с СПбРСОО "Яхт-клуб Санкт-Петербурга". При этом какое количество рабочих мест он создаст, какие налоговые поступления будут от реализации проекта — этой информации до сих пор нет. Если нет мастер-плана территории…
Мастер-план будет готов к концу 2022 года…
— К концу. И только исходя из него можно будет посчитать экономический эффект. То есть с ноября администрация заявляет: мы будем сравнивать всех и выберем лучших. Затем неожиданно говорит: вы нам не нравитесь, мы решили здесь разместить яхт-клуб.
Но чиновники говорят, что с марта вы не отвечаете на их замечания…
— Мы предлагали подписать дорожную карту развития территории Горской между Минстроем РФ, Санкт-Петербургом и нами. 4 марта провели совместное совещание под председательством Минстроя с комитетом по инвестициям, на котором министерством было предложено сторонам организовать совместную работу. При этом оно поддержало наш проект.
Совещание с комитетом по инвестициям прошло 17 марта — в резолютивной части сказано: есть определённые замечания, "Мегалайну" доработать концепцию с учётом представленных замечаний до 7 июля 2022 года.
Это было первое совещание с комитетом по инвестициям (КИ)?
— Да. С момента подписания соглашения в июне 2021 года мы постоянно направляли материалы, но активности комитет не проявлял и только после резолюции Минстроя РФ его чиновники решили провести первое совещание по проекту.
На данный момент мы представили в КИ архитектурную концепцию, организационно-правовую модель, расчёт социально-экономического эффекта, материалы с экологической оценкой территории и отчётом об инженерно-геологических изысканиях и всё остальное. На самом деле такой глубокой проработки по законодательству не требуется, но мы, как добросовестные инвесторы и как компания, которая действительно хотела двигать проект и исполнять условия соглашения, подписанного на ПМЭФ, предоставляли материалы, опережающие текущую стадию подготовки проекта.
Письмом от 8 апреля мы просили представить протокол ещё мартовского совещания, в итоге получили его только в середине апреля. Это к вопросу о сроках ответов на запросы.
Затем, 14 апреля, мы им пишем: "Коллеги, на совещании 17 марта упомянули, что пришла информация от “Газпрома”, что они хотели бы временно перебазировать яхт-клуб. Предоставьте информацию о сроках и технико-экономических показателях проекта по перебазированию, чтобы учесть размещение этого объекта в нашей концепции". Ответ мы не получили.
О постоянном перемещении речи не было. Это потом уже на совещании с Линченко появилась информация о том, что оно может быть таковым.
Для участия в жюри международного архитектурного конкурса мы со своей стороны приглашали и губернатора, и профильного вице-губернатора, и представителей КГА, чтобы город тоже мог влиять и высказать свою точку зрения на развитие данной территории.
Вместо этого администрация города направила зампредседателя комитета по инвестициям Владислава Гудза, и он присутствовал только на объявлении старта международного конкурса 19 ноября. А на промежуточных встречах, заседаниях жюри его не было. На финале от администрации также никто не присутствовал.
Ещё одна претензия властей — не была проработана схема транспортного обеспечения…
— Бред. 15 апреля мы предоставили концепцию и 4 мая получили письмо от СПб ГБУ "Центр транспортного планирования", что предложенные нами решения совпадают с теми, что разработал сам ЦТП. И они согласовывают данное подключение. Мы занимались не только общей концепцией территории, но и подключением её к улично-дорожной сети.
Также в апреле было обращение АНО "Агентство стратегических инициатив", которое курирует наш проект, к губернатору. Он ответил: с учётом того, что сейчас проводится конкурс, давайте проведём встречу после подведения итогов. Позиция понятна: желание обсуждать конкретные вещи.
И другая претензия чиновников — вы поменяли концепцию территории…
— Нет. Всё осталось как в изначальной концепции, разработанной компанией MLA+ в апреле 2021 года: light Industrial, гостиничные комплексы и инновационные центры. Добавился музей дамбы. В соответствии с предложением победителя международного конкурса, компании "Ваухаус", увеличилась рекреационная часть.
Мы даже получили ответ от КГА 28 апреля, в котором ведомство подтверждает, что предложенный статус, в том числе объектов light Industrial, соответствует функциональному зонированию территорий.
Почему на этом пространстве нельзя делать только туристическую зону, как сейчас хотят власти? Ни одна обособленная территория не будет жить без создания рабочих мест — на одном туризме ей не выжить. Экономическая модель будет явно неустойчива и потребует бюджетных вливаний.
Ваша версия, почему происходит вся эта ситуация?
— Истинной причины мы не знаем. Все, кто с нами сотрудничал, на любых уровнях говорили, что этот проект нужен городу. В результате мы проработали проект больше, чем установлено требованиями закона для текущей стадии, но город посчитал нужным изменить своё изначальное решение по развитию территории. Ещё одной возможной причиной, по моему предположению, является то, что компания "Мегалайн" представляет честный и открытый бизнес.
Год назад, на ПМЭФ-2021, когда я рассказывал Александру Дмитриевичу (Беглову) про проект, он при всех спросил: "Неужели вы рассчитываете его выполнить?" Я сказал: "Нам 10 лет, мы успели реализовать крупные государственные заказы, инвестпроекты, я уверен, что мы выполним". На что он ответил: "Если вы его исполните, это фантастика".
Но на нынешнем ПМЭФ был плюс — вы подписали соглашение с Дрозденко по развитию ТПУ в Ленинградской области.
— Три месяца назад мы начали разрабатывать этот проект, контактировать с областными чиновниками. И увидели совершенно противоположное отношение к инвестору. Там люди, которые в первую очередь очень заботятся о результатах. Они не тянут со сроками и оперативно предоставляют необходимую информацию для проекта. В итоге мы в короткий период проработали, подготовили и подписали соглашение. Сейчас ведём организацию работы по его реализации.