Будущее отрасли зависит от развития удалённой занятости и темпов строительства нового жилья.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провёл исследование показателей телекоммуникационной инфраструктуры. Согласно их данным, по итогам 2021 года объём фиксированного интернет–трафика в России составил 8,1 эксабайт — это на 26% больше, чем было в 2020 году во время локдауна. А ведь тогда все были уверены, что мы имеем дело с пиком, превзойти который удастся не скоро.
На старых запасах
Также аналитики отметили стабильную динамику роста числа абонентов широкополосного доступа в интернет (ШПД). В 2021 году он составил 2,2%.
Увеличилась и распространённость современных технологий ШПД: прирост доли пользователей оптоволоконных сетей связи составил 3,4 п. п. Доля пользователей других технологий подключения, наоборот, снижается. Так, до 9% снизилась доля пользователей xDSL, кабельных модемов — до 1%, до 4% сократилась доля других проводных технологий.
В мобильных сетях прирост трафика составил 31%. Число абонентов выросло на 8,4%, а доля абонентов, имеющих доступ в интернет на скорости более 100 Мбит / сек, выросла на 7,2 п. п. по сравнению с предыдущим годом и составила почти 50%.
В НИУ ВШЭ делают вывод, что дальнейшие темпы роста рынка будут зависеть от новых экономических условий. Сейчас в России есть запасы оборудования примерно до 2023 года. Но развитие технологий подключения в дальнейшем рискует замедлиться, что приведёт к сбоям работы инфраструктуры.
Все разошлись по домам
Тимур Зоиров, директор "Уют–Телекома", уверен, что в Петербурге тенденция увеличения числа абонентов и трафика будет продолжаться. Причина роста в том, что в 2020 году в связи с эпидемиологической обстановкой многие компании перешли на удалённую работу.
"Этот формат хорошо себя зарекомендовал, и часть работодателей не стала возвращать сотрудников в офисы. Специалисты также оценили преимущества работы из дома и теперь ищут работодателя, который готов предложить удалённый или гибридный формат работы. Отсюда увеличение трафика в домашних сетях", — поясняет он.
Те же причины называет Михаил Телегин, руководитель коммерческого департамента ОБИТ. Причём касается это не только домашних пользователей, но и b2b–сегмента.
"В 2021 году большинство компаний сохранили дистанционный либо перешли на гибридный режим. Об этом говорит высокий спрос на сервисы по организации и поддержке удалённых рабочих мест, который мы видели весь прошлый год. Сотрудники в основном работали из дома, и понятно, что возможностей мобильного интернета, которого было достаточно для досуга, не хватало для решения бизнес–задач", — комментирует он.
В b2b–сегменте рост базы по итогам 2021 года составил 24% при росте в 2020–м на 22%. То есть кардинально ситуация не изменилась. Пандемия стала серьёзным ударом для многих отраслей, но открыла перспективы перед другими. Поэтому ушедшие с рынка компании были быстро замещены новыми. Это сбалансировало абонентскую базу.
Острая зависимость
Помимо развития удалённой занятости Тимур Зоиров относит к причинам дальнейшего роста трафика сокращение туристского потока за рубеж. Преобладающая часть россиян будет проводить отпуска дома или в пределах своего региона и пользоваться интернетом в прежнем режиме, без перерывов. Кроме того, запросы пользователей по части объёма трафика продолжают увеличиваться, а сам контент становится тяжелее.
Михаил Телегин настроен более скептично: "Делать какие–то далекоидущие прогнозы в текущей ситуации не имеет смысла. Если отбросить геополитические факторы, надо принимать во внимание тот факт, что за последние несколько лет рынок ШПД рос в основном за счёт конвергентных продуктов. Пользователи — как в b2c, так и b2b — предпочитают комплексные решения и поставщиков, способных обеспечить единую зону ответственности за максимально возможный набор услуг. Думаю, эта тенденция продолжит развитие и в ближайшие годы".
По его словам, с точки зрения базы домашних абонентов рынок ШПД практически исчерпан. Число новых абонентов растёт за счёт либо перераспределения между игроками, либо, как в случае ОБИТ, ввода нового жилья. Если снизятся темпы строительства — сократится и рост абонентской базы. Тут рынок напрямую зависим от общеэкономической ситуации.
Тарифы притормозят
В отношении мобильного трафика дела обстоят несколько иначе. Аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко скептичен в отношении перспектив роста числа пользователей мобильного интернета. Соответственно замедлится и прирост объёмов трафика. Здесь многое решат изменения в тарифной политике операторов, которые сейчас постепенно уходят от безлимитных тарифов, а также повышают стоимость услуг. Здесь также важно, добавляет Бойко, что сокращается объём свободно располагаемых доходов у некоторой части населения. Петербург в этом плане не выпадает из трендов.
"Размер абонентской базы в 2021 году менялся незначительно. В 2022 году пока что мало цифр, чтобы делать какие–то окончательные выводы. Но я не исключаю того, что рост суммарной по России абонентской базы операторов мобильной связи будет незначительным или отрицательным", — прогнозирует он.
Однако эксперт отмечает, что пока рост трафика продолжается. Это связано с цифровизацией и переводом в цифру всё большего объёма услуг и процессов. Заметно влияет и рост числа абонентских устройств с большим разрешением экранов и активное развитие в стране сетей LTE.