История вокруг грузового транзита из основной части России в Калининградскую область напоминает качели, когда, казалось бы, окончательные решения приняты, но через мгновение наступает новый виток
В начале этой недели, казалось бы, ситуация вокруг калининградского транзита разрядилась. Брюссель анонсировал, что вот–вот выпустит некие разъяснения о применении четвёртого пакета санкций против России, а ситуация нормализуется. О том, что в Еврокомиссии решили сделать исключение, первыми заговорили сами литовские политики.
Правда, с тревогой и называя такое решение "крупнейшим поражением Литвы". "На свет появился документ, который позволил бы перемещать санкционные товары из “России в Россию” через территорию ЕС. Эта информация была передана Литве. Литва в документе не упоминается, но по умолчанию подразумевается, что Литва будет затронута, если она на это согласится", — написал в прошлые выходные на своей странице в социальной сети Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской) депутат Европарламента от Литвы Пятрас Ауштрявичюс.
Он буквально в ультимативной форме потребовал от президента страны Гитанаса Науседы, который как раз накануне заседал в Совете Европы, где, разумеется, эти вопросы обсуждались, прояснить свою позицию.
По словам Ауштрявичюса, если Брюссель заявит, что исключения для калининградского транзита возможны, и оставит этот вопрос на усмотрение Литвы, а Вильнюс, в свою очередь, продолжит категорически настаивать, что в санкционном пакете чётко прописано, что определённый перечень товаров не может попадать на территорию ЕС, то Литве грозит остаться с Москвой один на один.
"Литва останется одна, без формального прикрытия со стороны ЕК. Последовал бы серьёзный международный политический кризис", — пишет политик.
Новое обострение
В итоге к 30 июня разъяснения Еврокомиссии так и не были опубликованы. Но утечки растиражировали сами литовские СМИ. Косвенно, что они позволяют снять ограничения с транзита, признали и литовские власти.
Премьер–министр Ингрида Шимоните заявила, что полученный документ "создаёт проблемы". По словам литовского премьера, "санкции должны быть реализованы, но решения не должны ставить под угрозу сам ЕС".
Литва оперативно письменно представила свои новые возражения на разъяснение Еврокомиссии и отправила всё в Брюссель. То, что власти соседней с Калининградской областью страны не хотят уступать, отчётливо видно и по позиции президента Гитанаса Науседы, который в итоге, кажется, определился.
"Абсолютно ясно, что Литва должна и будет выполнять санкции ЕС. Литва должна и будет сохранять контроль над товарами, которые проходят через её территорию, ни о каких “коридорах”, так же как и мыслях об уступках России в ответ на угрозы Кремля, не может быть и речи", — заявил президент Литвы.
О том, что власти Литвы в итоге решили играть до конца, свидетельствуют и слова министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса. Если на прошлой неделе он осторожно допускал, что ситуация может измениться и всё зависит от Брюсселя: дескать, Литва только выполняет общие требования всего ЕС, — то уже на этой неделе высказывания вновь стали крайне категоричными. Как и в начале истории. Нет — и всё!
Или нет
Однако в среду вечером в СМИ вновь просочилась информация, что в Брюсселе не хотят нагнетать обстановку и даже без формального изменения четвёртого пакета в Еврокомиссии считают, что транзит пустить можно в полном объёме. Об этом сообщило агентство Reuters.
Аналогичная информация вышла и в литовских СМИ. Дескать, всё, решение принято, история закончена, транзит в полном объёме возобновится в первых числах июля. Литва при этом оказывается в сложном положении.
Что делать — принять решение брюссельских бюрократов или вступить в борьбу? "В то же время это означало бы спорить с теми, к кому в день опасности мы обратились бы в первую очередь, — с Берлином и Вашингтоном", — рассуждают авторы статьи на портале телеканала TV3.
Уступить — значит публично пойти против своих постоянных высказываний о том, что с Россией вообще не надо договариваться ни о чём, а тем более идти на уступки.
"Ни при каких обстоятельствах мы не должны сдаваться", — комментируя утечку, продолжал в среду настаивать европарламентарий Пятрас Ауштрявичюс.
Откат назад
Но наступил четверг, 30 июня, и всё вернулось на прежние позиции. Литовские власти вновь повторили, что трактуют четвёртый санкционный пакет таким образом, что транзит грузов невозможен.
По словам премьера Ингриды Шимоните, он не просто не возобновится в ближайшие дни, а наоборот — с 10 июля, согласно плану, вступят новые ограничения (провоз алкоголя и другой продукции), с 10 августа — запрет на провоз угля и всех твёрдых ископаемых, а с 5 декабря — нефти.
"Реакция России может быть разной, и даже не реакция, а действия, без всякого основания и без всякого предлога, и мне кажется, что чем больше мы это обсуждаем, тем удобнее эти обсуждения для той же России, потому что ей не нужно никаких особых поводов для организации чего–то", — заявила в четверг Шимоните.