С вводом санкций появились новые инструменты поддержки предпринимателей. Но нестабильная ситуация заставляет власть, бизнес и юристов оперативно разрабатывать дополнительные варианты помощи.
После 24 февраля предпринимателям пришлось работать совершенно в новых условиях — нарушение логистических цепочек, убытки, блокировки иностранных счетов, потери партнёров и постоянно изменяющиеся нормы регулирования. Государство со своей стороны вводило меры поддержки, сокращая проверки и оптимизируя налогообложение. Но очевидно, что в ближайшее время, а сколько оно продлится, сейчас сказать не может никто, и бизнесу, и властям придётся жить в ситуации неопределённости, оперативно реагировать на возникающие вызовы и формировать новые правила игры. Какими изменениями в законодательстве отреагировали власти на новую реальность, а какие вопросы остались неотрегулированными, обсуждали участники X Петербургского юридического форума.
С правом на ошибку
В марте Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП и предпринимателями предложили внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Поправки предоставили бизнесу "право на ошибку". "Если (у компании. — Ред.) это было первое нарушение и нет факта причинения вреда, нужно разъяснять предпринимателю, что было сделано неправильно, а не штрафовать его", — отметил заместитель министра Минэкономразвития Алексей Херсонцев.
Для малых и микропредприятий пересмотрели размеры штрафов — их приравняли к суммам, которые взыскивают с ИП. В случае, когда у нарушения не прописано наказание для индивидуальных предпринимателей, штраф составит 50% суммы. Также контролирующим ведомствам запретили штрафовать одновременно юрлицо и сотрудника, если виноват только работник. Кроме того, за одну проверку разрешили выписывать только один штраф.
Было введено обязательное досудебное обжалование решений проверки для упрощения процесса урегулирования таких вопросов. Все заявления подаются в цифровом виде. По мнению авторов нововведения, это поможет проводить качественный анализ заявлений и выявлять те аспекты работы ведомств, которые стоит скорректировать.
Проверять или нет
Среди самых важных мер поддержки почти все эксперты выделили отмену огромного числа проверок бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда. Алексей Херсонцев рассказал, что в России отменили 100% внеплановых проверок и 67% — плановых.
Сейчас стоит вопрос о продлении действия этих мер на 2023 год или об их отмене. Противником сокращения проверок стала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Статс–секретарь, заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский отметил, что регулирование и ограничение действий ведомства противоречит самой идее защиты прав предпринимателей. "Мы не должны утратить антимонопольное регулирование, потому что полная свобода действий государства и большого бизнеса ничего хорошего среднему и малому не сделает. Это не стабилизирует конкуренцию", — уверен Пузыревский.
По словам заместителя руководителя ФАС Нелли Галимхановой, антимонопольные органы самостоятельно перестроились под новые реалии: оставили только самые необходимые проверки и изменили подходы к расследованиям.
Как управлять
После введения санкций против России многие международные компании лишились возможности работать в РФ или столкнулись со сложностями. Возник вопрос, как управлять таким предприятием.
В качестве поддержки Минэкономразвития ввёл институт редомициляции, который позволяет перерегистрировать компанию в другой стране и при этом сохранить всю структуру и бизнес–отношения. Это позволит перевести компанию в юрисдикцию РФ из офшоров. Кроме того, власти разрешили упростить все корпоративные процедуры и продлили сроки проведения годовых собраний. Первый заместитель главы Минэкономразвития Илья Торосов рассказал, что целью всех этих мер было сохранение работоспособности бизнеса даже под самым сильным давлением.
Директор департамента корпоративных отношений Центрального банка Елена Курицына отметила, что сейчас необходимо решить проблему массового выбывания членов советов директоров. Такая ситуация мешает проводить собрания и затормаживает принятие стратегических для компании решений. Государство предложило проводить внеочередные собрания вместе с годовым общим собранием акционеров, чтобы компания смогла избрать управляющих и сразу же обсудить свои планы.
Важным решением стало принятие постановления №395 "Об особенностях доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчётности, и раскрытия консолидированной финансовой отчётности в 2022 году". Оно позволяет акционерным обществам, банкам и находящимся под их контролем лицам не раскрывать данные об их деятельности, если на них наложат санкции.
Кто будет отвечать
Ещё одна актуальная проблема — что делать с советами директоров, которые состоят из иностранцев. В этом вопросе эксперты увидели два основных варианта действий: передать все полномочия топ–менеджменту в России или, наоборот, иностранным частям корпорации. В первом случае управление передаётся российскому менеджменту, но акционеры остаются за рубежом.
По словам исполняющего обязанности президента AB InBev Efes Ораза Дурдыева, в таком случае у топ–менеджмента вырастает ответственность и риски, так как он будет зависеть от действий иностранных акционеров. Во втором случае, уменьшая роль сотрудников в РФ, также сократятся риски возбуждения уголовного дела по отношению к ним.
"Сейчас существует возможность привлечь к ответственности компанию за уход с российского рынка, — указывает управляющий партнёр юридической фирмы “Рустам Курмаев и партнёры” Рустам Курмаев. — В статье 201 УК прописано, что руководителя можно наказать за использование им своих возможностей в целях причинения вреда третьим лицам. А так как распоряжение об исполнении санкций по российским законам скоро будет неправомерным, то и действия руководителя тоже".
Выход из такой ситуации предложила генеральный директор ПАО "Энел Россия" Жанна Седова. После введения четвёртого пакета санкций стало невозможно продолжать эффективную работу с иностранными директорами, потому что они боятся наказания за несоблюдение предписанных ограничений. С одной стороны, они должны подчиняться правилам своего государства, а с другой — они находятся в России и должны соблюдать её законы. Жанна Седова считает, что можно заменить исполняющий орган — генерального директора — на россиянина, который будет самостоятельно принимать решения. У него появится такое полномочие после того, как совет директоров не сможет прийти к соглашению.
Свои за рубежом
Большое внимание на форуме уделили вопросу поддержки российских предпринимателей, которые находятся в других странах. Они сталкиваются не только с санкционными юридическими ограничениями, но и с отказами иностранных компаний от сотрудничества. С середины мая Европейский союз заморозил трасты россиян, а также запретил создавать или регистрировать структуры в ЕС бенефициарам и доверителям из России.
"Все услуги в банках имеют трастовый элемент, — говорит председатель президиума коллегии адвокатов “Клишин и партнёры” Алексей Клишин. — И после выпуска регламента все банковские администраторы и юристы были вынуждены прекратить свои отношения с россиянами, из–за чего пострадали сотни тысяч человек".
По мнению экспертов, у пострадавших не много доступных способов защиты. Им нужно найти местного адвоката, который согласится защищать интересы россиянина и обжаловать решение властей о внесении их в санкционный список или о блокировке их счёта. Российские специалисты не смогут помочь, так как они не допущены к европейскому судопроизводству.
С апреля работает проект "За права соотечественников", в который граждане РФ могут обратиться за юридической помощью. Вице–президент корпорации "Синергия" Станислав Александров рассказал, что проект сотрудничает с МИД РФ, благодаря чему он также оказывает дипломатическое сопровождение ситуации.
Юристы российских корпораций, попавших под санкции, советуют вести все переговоры и взаимодействия с зарубежными контрагентами на высоком уровне, чтобы во время разбирательств у них не было возможности сказать, что причиной расторжения договоров стала ваша недобросовестная работа, а не их страх за свою репутацию.
"Нужно заранее готовиться к проблемам. Кто борется за свои права, получает положительный эффект", — говорит управляющий партнёр санкт-петербургского офиса адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры" Иван Смирнов. Всегда можно найти частного иностранного адвоката для судебных разбирательств. "Несмотря на санкции, у вас остаётся право на юридическую помощь и защиту своих прав", — уверен он.