Круизный туризм переживает ажиотаж и надеется на субсидии

Автор фото: shutterstock.com
После ухода иностранных туристов освободилось много кают

Круизные компании говорят о всплеске спроса на свои услуги. И жалуются на бюрократию.

Представители отрасли рассказали "ДП", что рост внутреннего туризма напрямую сказался на этом рынке. Который, по их словам, имеет что предложить и не испытывает серьёзных проблем с инфраструктурой.
Круизный туризм — один из самых готовых к такому росту, говорит гендиректор туристической компании "Инфофлот" Александр Сахаров.
"Круизы по России давно существуют, за последние 10–15 лет был сделан большой рывок вперёд. Наш продукт не хуже европейского, а по многим параметрам даже лучше. В этом смысле сама инфраструктура готова. На российском рынке работают порядка 100 теплоходов, это большое количество, и на данный момент его достаточно, поскольку порядка 25% провозной ёмкости было рассчитано на иностранного туриста, которого нет. Полной загрузки судов сейчас нет. Поэтому ещё есть куда двигаться", — рассказал "ДП" Сахаров.

Лавинообразно переориентировались

По словам директора по маркетингу круизной компании "Созвездие" Зинаиды Биатовой, переориентация туристов не только состоялась, а уже идёт лавинообразными темпами.
"Круизы сейчас — одна из самых динамично наполняющихся туристами отраслей внутреннего туризма. Повышение информированности и позитивный опыт путешественников ведут к популяризации этого вида отдыха. Российское судоходство полностью готово к такому спросу. Новейшая история (20–25 лет) круизного судоходства характеризуется следующим: да, большинство теплоходов имеют год постройки времён СССР, но прошли неоднократную модернизацию и реконструкцию и представляют собой сейчас современный комфортабельный плавучий отель с присущими именно отельному виду отдыха удобствами, сервисом, обслуживанием, ресторанным уровнем питания, развлекательной программой", — считает Биатова.
В "Созвездии" говорят, что круизов на лето осталось не много, но есть ещё выбор туров на осень (в России навигация длится вплоть до ноября) и активно раскупаются круизы на 2023 год. По словам Александра Сахарова, за 20 лет работы такого ажиотажного спроса, как в нынешнем году, не было никогда: всё раскупили. Ещё одна характерная черта — много новых туристов, которые идут в круиз первый раз, в том числе из Сибири и Дальнего Востока, откуда прежде гостей было мало.

Не просто прогулка

Гендиректор "Инфофлота" считает, что единственное, чего недостаёт круизному туризму, — узнаваемость. "Для многих людей это просто прогулка по Неве или Москве-реке, а не гостиничный сервис с возможностью посещения новых мест и городов каждый день. Информационная поддержка крайне важна. Ростуризм последние 2 года нам в этом плане помогает. Второй момент — платёжеспособность. Повысится она — и загрузка станет больше. А дальше всё просто: возвратность в речных круизах — 80% и выше", — говорит Сахаров.
Зинаида Биатова также отмечает, что фактором развития круизного туризма будет рост доходов населения. "Расходы на содержание круизного корабля, модернизация и реновация, непродолжительный навигационный период влекут подорожание туров. Но круизные операторы стараются сдерживать этот рост. При подорожании на 10–15% спрос на 30–35% выше, чем в прошлом году", — говорит Биатова, отмечая, что хорошим подспорьем в популяризации круизов являются программы кешбэка.
С инфраструктурой, по словам участников рынка, всё достаточно хорошо, если не считать рабочих моментов. Сложностей с маршрутами в связи с этим не возникает.
"Причалы частные или государственные, но во всех круизных локациях, где интересно сделать остановку на маршруте, причалы есть. На Северо–Западе в последние годы активно модернизируются причалы. Наверное, почти везде уже новые, — говорит Биатова. — Дноуглубительными работами занимается государство, и здесь тоже всё хорошо, поскольку речь идёт не только о пассажирских перевозках, но и о речном транспорте в целом".

Караулить устал

Как писал "ДП", строительством причалов и их дальнейшей эксплуатацией, в том числе на Северо–Западе, по пути "из варяг в греки", в последние годы активно занимается компания "Конт". За минувшие 5 лет было построено девять причалов. Как рассказал "ДП" директор "Конта" Алексей Обрядин, в затраты на развитие инфраструктуры для приёма круизных теплоходов помимо разработки проектной документации и непосредственно строительства входит ещё один достаточно дорогой аспект — обеспечение транспортной безопасности, которая лежит на эксплуатанте причала.
"Это сказывается на стоимости стоянки судна и, как следствие, отражается на стоимости билета для туриста, — говорит Обрядин. — Эксплуатант причала, исполняя законодательство в сфере транспортной безопасности, не только несёт косвенную налоговую нагрузку, но и сталкивается с бюрократией".
Автор: "ДП"
Так, для получения плана обеспечения транспортной безопасности эксплуатирующей организации необходимо получить в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (ФАМРТ) категорию, силами специализированной организации разработать оценку уязвимости, план обеспечения транспортной безопасности и утвердить всё в ФАМРТ. Сделать это возможно только при наличии заключённого договора с аккредитованным подразделением транспортной безопасности. В удалённых регионах на рынке таких аккредитованных компаний нет, как и работников, аттестованных в этой сфере.
"На всю процедуру уходит не менее полугода, хотя законодательством установлены иные сроки.Также требования по обеспечению транспортной безопасности не учитывают сезонность нашего бизнеса. Ведь, как только навигационный период на реках закрылся, мы не работаем. Но просто вывести причал из эксплуатации мы не имеем права. Таким образом, мы обязаны исполнять требования в данной сфере круглогодично, в связи с чем без осуществления хозяйственной деятельности несём дополнительную финансовую нагрузку", — прокомментировал Алексей Обрядин, отметив, что, обсуждая развитие круизного туризма, стоит подумать и о сложностях с транспортной безопасностью.
По мнению Зинаиды Биатовой, в связи с прогнозируемым дальнейшим ростом спроса на круизный туризм уже сейчас можно говорить о намечающемся дефиците круизных судов. "Субсидирование модернизации и строительства теплоходов существенно помогло бы в увеличении российского пассажирского флота. Прогресс в этом плане уже есть", — добавляет она.