ФНС ликвидирует компанию "Юнисон Авто Рус", созданную белорусскими бизнесменами для покупки автозавода у General Motors. однако сделка сорвалась.
Налоговая инспекция намерена исключить из Единого госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) ООО "Юнисон Авто Рус". Несколько лет назад эту компанию создали белорусские предприниматели для покупки в Шушарах законсервированного автозавода у концерна General Motors.
"Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ", — говорится в данных СПАРК со ссылкой на решение налоговой, принятое 27 июня.
"Юнисон Авто Рус" появилось в Санкт–Петербурге в ноябре 2018 года, указав основным видом своей деятельности производство автотранспортных средств. Возглавил его Леон Кручинин. По данным СПАРК, учредителями компании стало белорусское ООО "Юнисон Авто" (30%), белорусский бизнесмен и совладелец "Юнисона" Алексей Ваганов (25%), бывший совладелец и топ–менеджер нефтяной компании "Трайпл" Владимир Ботвинко (25%), а также компания "Баксуорт Трэдинг Лимитед" (20%), зарегистрированная в Великобритании.
Напомним, что белорусский автозавод "Юнисон" занимается контрактной сборкой легковых и грузовых автомобилей, в том числе китайской марки Zotye. А в 2014–2017 годах он также имел опыт производства нескольких моделей Cadillac и Chevrolet Tahoe. В 2018 году компания заручилась одобрением Федеральной антимонопольной службы на покупку производства "Дженерал Моторз Авто" в Петербурге мощностью 100 тыс. автомобилей в год. Оно стояло законсервированным с 2015 года, когда GM объявил об уходе с российского рынка. Однако перейти от планов к производству инвесторам не удалось. Как сообщалось, они не смогли договориться о цене покупки, а также об уровне локализации производства и о модельном ряде с российскими ведомствами.
Нынешнее исключение из ЕГРЮЛ предполагает, что компания — недействующее юрлицо, говорит управляющий партнёр юркомпании "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский. "Это значит, что компания не сдавала отчётность и у неё отсутствовало движение денежных средств по счетам в банке в течение последних 12 месяцев. Такое поведение, вероятнее всего, свидетельствует об утрате интереса к ведению бизнеса в России", — предполагает он.
"Изначально компания создавалась под цели совершения определённой сделки. Скорее всего, после того как сделка сорвалась, само предприятие какой–либо деятельности фактически не вело", — полагает партнёр, руководитель налоговой практики Grata International St.Petersburg Оксана Афанасьева. Исключение компании из ЕГРЮЛ означает её и юридическую, и фактическую кончину, добавляет она.
Как отмечают собеседники "ДП", сегодня нет тенденции роста числа принудительных ликвидаций компаний со стороны налоговиков. Во–первых, они ведут эту работу достаточно давно и планомерно. А кроме того, если у компании нет долгов перед контрагентами и бюджетами, её добровольная ликвидация несложна.
Отметим, что после срыва сделки, в 2020–2021 годах, компании "Юнисон Авто Рус" предъявили пять исков на общую сумму 93 млн рублей. Крупнейшим из них стал иск юридической фирмы "Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша)", которая заявила о долге более 90 млн рублей за сопровождение сделки по покупке завода GM.
"Юнисон Авто Рус" был одним из ответчиков по этому делу. В 2021 году Арбитражный суд Москвы перенаправил его в Московский городской суд, поскольку у одного из ответчиков — Алексея Ваганова — нет в России статуса индивидуального предпринимателя.
В марте 2022 года Пресненский районный суд оставил дело без рассмотрения. По данным "ДП", ответчик ходатайствовал, что рассматривать его должен Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово–промышленной палате РФ. Оперативно узнать, поступал ли туда такой иск, "ДП" не удалось.
Кроме того, в 2021 году компания "Дентонс Юроп" взыскала с "Юнисон Авто Рус" более 430 тыс. рублей по договору об оказании юридических услуг. И в том же году консалтинговая компания "Коллиерз Интернешнл" отсудила почти 530 тыс. рублей пеней и задолженности по договору на проведение оценки. С большой долей вероятности можно предположить, что эти иски также могут быть связаны с сопровождением несостоявшейся сделки.
Интересно, что в ходе другого судебного разбирательства стало известно о деловых связях белорусских бизнесменов с известным в Петербурге предпринимателем Олегом Барабановым, основателем автодилерского бренда "РРТ", а впоследствии — "ОАК–РРТ". Косвенным подтверждением этого стал иск, в рамках которого в 2020 году компания "Икс 2" отсудила у "Юнисон Авто Рус" 1 млн рублей предоставленного ей займа. По данным СПАРК, единственный владелец ООО "Икс 2" — Олег Барабанов.
Добавим, что к автозаводу GM присматривались ещё несколько компаний. В их числе концерн BMW, который предпочёл Калининградскую область, а также GM Uzbekistan. В 2020 году активы "Джи Эм Авто" выкупила российская производственная дочка Hyundai — "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус". Однако в 2022–м компания приостановила проект развития этой площадки. В её развитие планировалось вложить 36 млрд рублей, а в 2023 году начать производство. Очевидно, что теперь эти сроки будут скорректированы.