Запасы напитков от транснациональных корпораций заканчиваются. Ретейл активно ищет замену среди российских производителей и компаний из СНГ.
После объявления об уходе с российского рынка Coca–Cola и приостановки производства и продажи напитков PepsiCo ассортимент торговых сетей стал стремительно меняться. Пока ретейлеры ещё торгуют запасами напитков международных брендов. Однако кое–где они уже почти на исходе. По экспертным оценкам, импортных напитков может хватить ещё примерно на месяц.
Пей отечественное
Ретейлеры уже сейчас активно ищут и вводят в ассортимент российские напитки или бренды из стран СНГ. Например, ранее СМИ сообщали, что X5 Group начала продавать напитки из Армении от производителя Hay Cola. "Самокат" продаёт линейку соков от белорусского производителя "Оазис Груп".
"Магнит" расширил представленность безалкогольных напитков от российских производителей лимонадов. В пресс–службе ретейлера сообщили, что в скором времени в их магазинах появятся новинки от PepsiCo: лимонады с различными вкусами и тоники под брендами "Русский дар", Evervess, Frustyle. В мае и июне в "Магните" продажи отечественной продукции выросли более чем на треть в штуках по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В топ покупательских предпочтений входят "Байкал", "Дюшес", "Тархун". Российские газированные напитки в сети занимают более 37%. Этот показатель вырос на 14 п. п. по сравнению с прошлым годом. Крупные фастфуд–сети также стали выводить из ассортимента напитки Coca–Cola. Например, Burger King и KFC теперь наливают клиентам напитки от российского бренда "Черноголовка".
При этом эксперты напоминают, что в целом на FMCG–рынке сейчас наблюдается сокращение ассортимента во многих товарных категориях. Аналитики NielsenIQ выяснили, что в период с конца марта по начало мая 2022 года на российском FMCG–рынке ассортимент сократился в пределах 15% сразу в семи из 10 категорий. Подобное сокращение коснулось и безалкогольных газированных напитков: с 12–й по 17–ю неделю 2022 года ассортимент в категории сократился на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
Несмотря на то что товарных позиций стало меньше, динамика натуральных продаж безалкогольных напитков с конца марта по начало мая была положительной и составляла +4,6% к аналогичному периоду 2021 года. Но в мае NielsenIQ зафиксировал сокращение спроса, когда впервые за 2022 год динамика продаж ушла в минус, составив –5,2% в натуральном выражении. Аналитики предполагают, что это может быть связано со снижением спроса после закупок впрок, которые были популярны в феврале–марте. Безусловно, повлияли также повышение цен на импортную продукцию и общее сокращение ассортимента на полках магазинов.
В NielsenIQ подтверждают, что в категории безалкогольных газированных напитков наблюдается рост спроса на продукцию российских брендов. Так, за последние 12 месяцев до мая 2022 года значительно увеличилась популярность газировок "Байкал" (+30% в натуральном выражении) и "Дюшес" (+12%). В группе 25 крупнейших брендов в данной категории доля локальной продукции резко увеличилась именно в период мартовского ажиотажа. Доля российских марок выросла с 13,2% в феврале до 15,1% в марте 2022 года.
Продажи "по умолчанию"
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин замечает, что, несмотря на все успехи, пока продажи отечественных безалкогольных напитков несопоставимы с объёмами корпораций Coca–Cola и PepsiCo.
"Основная проблема в том, что наши производители не занимаются продвижением собственных брендов. Они поставили их на полку и ждут, что потребители их будут по умолчанию покупать. Но такого не будет. А между тем заводы транснациональных компаний, которые сейчас есть в России, продолжат работу и будут разливать напитки под новыми брендами, которые специально сделают для российского рынка. Тем более что соки, которые также производят транснационалы, продолжают выпускаться и поступать в торговые сети, так как изначально были придуманы для российского рынка", — подчёркивает эксперт.
Президент ассоциации "Союзнапитки" Максим Новиков согласен, что международные компании по–прежнему остаются крупнейшими игроками на рынке напитков и приостановка выпуска части продукции может в перспективе создать серьёзные проблемы для индустрии. Но на данный момент сложно строить долгосрочные прогнозы по развитию ситуации, так как она постоянно меняется. Однако уже точно можно зафиксировать, что в данный момент индустрия напитков находится под воздействием сильных кризисных факторов, которые способны привести к сокращению производства, снижению инвестиционной активности и повышению стоимости продукции.
"По ряду категорий может начаться спад потребления и производства. Изменения действительно могут произойти, но какими они будут, точно пока сложно прогнозировать", — заключает Новиков.