В конце июня в Северной столице с официальным визитом находился президент Белоруссии Александр Лукашенко. В рамках встречи с губернатором Александром Бегловым он, в частности, рассказал о планах переориентировать на порты Санкт–Петербурга около 20 млн тонн грузов. По заверению Лукашенко, с Владимиром Путиным он об этом уже договорился. "ДП" попытался разобраться, возможна ли реализация этих планов.
Обещанного два года ждут
Введённые в 2020 году санкции заблокировали основное пристанище белорусского импорта — Клайпедский порт. После перекрытия транзита через Прибалтику белорусские власти стали искать обходные пути для перевалки грузов, в частности обратились за помощью в порты Петербурга и Ленинградской области. Несмотря на то что первый раунд переговоров не увенчался успехом, к концу 2021 года ситуация изменилась. Связано это с переходом в декабре порта Бронка в собственность государства.
Национализация стала финальной точкой громкого дела, которое началось с уголовного преследования петербургского бизнесмена Дмитрия Михальченко. Ещё в 2016 году его обвинили в контрабанде алкоголя, а также в выводе денег из многомиллиардных контрактов через подконтрольные структуры. Согласно данным следствия, часть средств использовалась именно для строительства порта. В итоге Генеральная прокуратура РФ, указав на связь Бронки с незаконным обогащением, потребовала обратить имущество в доход государства.
Порт Бронка входит в состав Большого порта Петербурга. Это единственный глубоководный терминал, который специализируется на контейнерных, накатных и генеральных грузах. Местоположение порта достаточно удачное — короткий подходный морской канал (13 морских миль от приёмного буя). Близкое расположение железнодорожной станции и примыкание к КАД позволяют оперативно доставлять и обрабатывать грузы. После запуска Юго–Западного железнодорожного обхода пропускная способность терминала к 2025 году может вырасти до 50 млн тонн в год.
Наш порт — ваш купец
Ситуация с национализацией Бронки стала настоящим золотым билетом для белорусского транзита. Западные санкции двухлетней давности достаточно сильно ударили по импорту из Белоруссии, затем прибавились трудности с логистикой из–за российской спецоперации. Белорусские власти успели ранее переориентировать часть экспорта на российские порты, что позволит дождаться строительства собственного терминала.
В рамках поездки 25 июня Лукашенко даже ознакомился с ходом его строительства в Бронке, а также отметил в беседе с Бегловым, что для Петербурга это "станет плюсом в плане экономики", в частности позволит создать новые рабочие места. Но главный вопрос — что будет перевозиться, а главное — смогут ли белорусы достичь 20–миллионных (в тоннах) объёмов.
Согласно Стратегии развития транспортного сообщения Санкт–Петербурга и Ленобласти до 2030 года, принятой в феврале, на порт Усть–Луга должна переключиться перевалка белорусских нефтепродуктов. В 2021 году в морских портах Ленобласти её объём составил порядка 3,5 млн тонн. Впоследствии цифра должна расти. Доставка белорусских экспортных грузов в морские порты Ленинградской области будет осуществляться железнодорожным транспортом.
Доцент кафедры логистики и управления цепями поставок СПбГЭУ Александр Дмитриев говорит, что до событий последних месяцев Белоруссия была хорошим обходным путём тех санкций, который были введены в отношении России ещё с 2014 года. "Сейчас, в условиях, когда Белоруссия сама находится под санкциями, через порты будут отправляться товары белорусского производства: продукция сельхозназначения, машины, трактора и т. д. Может, также и бытовая техника", — отмечает эксперт.
Говоря о транспортировке грузов, он подчёркивает, что массовые континентальные перевозки выполняются исключительно железнодорожным транспортом. Это касается в том числе удобрений и нефтепродуктов. Доставка нефтепродуктов может осуществляться по трубопроводу. Также при трансфере грузов из портов большой удельный вес сейчас имеет автомобильный транспорт, который может конкурировать с железной дорогой на средних дистанциях до 1000 км.
Африка совсем недалеко
Генеральный директор ООО "Экспертный консалтинг" Руслан Кисс в принципе согласен с вышепредложенными способами доставки грузов в порты. В свою очередь он отмечает важность для Белоруссии перевалки нефтепродуктов и калийных удобрений через порты в страны Азии (в первую очередь Китай), Африки и Южной Америки, которые не присоединились к санкциям.
"Из грузов в первую очередь будет производиться перевалка удобрений, леса и пиломатериалов, сельскохозяйственной продукции (приоритетно — зерно). Думаю, что сейчас для Белоруссии очень большой потенциал имеет Северная Африка, которая традиционно сильно ориентирована на Европу. Сейчас Европа не может решить и свои–то продовольственные и энергетические вопросы, не говоря уже о возможных поставках в Северную Африку", — отмечает Руслан Кисс.
Он сомневается, что белорусам удастся выстроить долгосрочные стратегические отношения с Китаем и Индией. "А вот с Южной Америкой, примерно как и с Северной Африкой, потенциал большой, но расстояние и специфика потребуют от Белоруссии огромного терпения", — добавляет эксперт.
В целом в экспертной среде превалирует скептицизм относительно озвученных белорусским президентом объёмов перевалки, однако время покажет, насколько верными были предположения. Хотя, учитывая, что Бронка передана "Ростеху", его данные по перевалке из–за санкций на материнскую компанию могут теперь и не разглашаться.