Минпромторг России в четверг, 14 июля, объявил о возобновлении программ стимулирования спроса на автомобили. Речь идёт об авто стоимостью до 2 млн рублей, но только отечественных марок, которые выпускают российские автозаводы. Локализованные производства автомобилей иностранных брендов льготы не коснутся.
Условия программы
Как и предполагал "ДП", господдержка коснётся всего двух-трёх производителей автомобилей, включая АвтоВАЗ, который недавно возглавил бывший вице-губернатор Петербурга и экс-министр транспорта Максим Соколов.
По программе льготного автокредита на модели "УАЗ", Lada и "ГАЗ" стоимостью до 2 млн рублей будет предоставляться субсидируемая скидка до 20% от стоимости автомобиля (в Дальневосточном федеральном округе — до 25%). По программе льготного лизинга базовая скидка составит 10% от стоимости авто (но не более 500 тыс. рублей) и будет распространяться на марки "УАЗ", Lada, "ГАЗ", "КамАЗ" и "Урал".
В льготные программы автокредита и лизинга Минпромторг включил все электромобили новой марки Evolute, которые выпускает липецкий завод "Моторинвест". На них будет действовать повышенная скидка — 35% от стоимости автомобиля, но не более 925 тыс. рублей на одну машину. Производство будет запущено в сентябре, тогда же первые электрокары Evolute поступят в продажу.
На программы льготного автокредитования и льготного лизинга выделили 20,7 млрд рублей — в 2 раза больше, чем в 2021-м, когда весь бюджет программы, стартовавшей в январе, был выбран уже через пару месяцев.
В Минпроторге рассчитывают, что россияне в 2022 году благодаря льготным автокредитам приобретут не менее 50 тыс. машин, ещё порядка 25,7 тыс. автомобилей продадут по льготному лизингу.
Стимул для тех, кто работает
Автоэксперт Денис Гаврилов отмечает, что Kia Rio и Hyundai Solaris петербургской сборки всегда были в программах льготного автокредитования Минпромторга РФ.
"Сейчас они по-прежнему стоят до 2 млн рублей и теоретически могли бы быть включены в них. Что касается автозавода Nissan, то кроссовер Nissan Qashqai уже превысил планку в 2 млн. Вероятнее всего, причина в том, что все три петербургских автозавода — Hyundai, Toyota и Nissan — остановили конвейер ещё весной. Таким образом, федеральные власти поддержат тех, кто работает, а также новую марку электромобилей Evolute", — отметил он.
Денис Гаврилов подчеркнул, что льготное автокредитование направлено на стимулирование спроса.
"Стимулировать тех, кто не работает, незачем: в нынешних условиях это означало бы просто "вымыть" склады дилеров и оставить их ни с чем. Думаю, что если эта программа будет работать, когда "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" возобновит деятельность, то не исключено, что список моделей расширят", — резюмировал эксперт.
Сборка значительной части иностранных марок на локализованных в России производствах остановилась в марте. Петербургские автозаводы Toyota, Nissan и Hyundai могут возобновить производство осенью 2022 года, пока же городские власти помогают им решить проблемы, связанные с логистикой. "На сегодняшний день они выплачивают зарплату сотрудникам, но деятельность на данном этапе приостановлена. Мы какой-то понятный срок запуска увидим к сентябрю", — сказал в конце июня вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков.
Частично запустить конвейер уже летом может калининградский автомобильный холдинг "Автотор" (выпускает легковые автомобили южнокорейских брендов Hyundai и KIА) — необходимые комплектующие из Европы предприятия получить удалось в начале лета.
Беспрецедентный рост цен на автомобили в 2021–2022 год привёл к значительному падению на авторынке — продажи рухнули за полгода более чем на 50%, а покупатели всё чаще стали присматриваться к авто с пробегом. Но даже и б/у машины доступны немногим: подержанные автомобили всё чаще приобретают в кредит, писал "ДП".