После нескольких лет затишья в России начал расти алкогольный рынок. Наиболее бурный рост показывает сегмент слабоалкогольных коктейлей. Кроме того, растёт популярность крепких напитков. Эксперты связывают это с кризисом.
Объём розничной продажи алкогольной продукции (без пива и пивных напитков) вырос в первом полугодии 2022 года на 3,9% по сравнению с первым полугодием 2021 года, сообщили в Национальном союзе защиты прав потребителей. И этот рост ускоряется — в июне он составил уже 5,8%.
По данным Росалкогольрегулирования, российский алкогольный рынок вырос на 3,9% в 2018 году, после чего показатели продаж год к году незначительно колебались в пределах одного процента.
Лидером роста остаётся сегмент слабоалкогольных напитков (джин-тоники, коктейли и т. п.) — он увеличился на 77,2%, составив 7 млн дал. Это столько же, сколько продали за весь 2020 год. В 2021 году продажи в сегменте выросли на 55,3%.
На втором месте по темпам роста сейчас находится водка, показавшая рост на 7,5%. В последние несколько лет её продажи сохранялись примерно на одном и том же уровне. Также растут продажи шампанского (на 6,3%), коньяка (на 3,5%), вина (на 1,6%).
Продажи пива за первое полугодие пока не подсчитаны. По данным системы государственной статистики ЕМИСС, в I квартале наблюдался рост на 5,4%.
Данные о росте продаж алкогольных напитков подтвердил "Деловому Петербургу" президент компании Ladoga Вениамин Грабар. "Это действительно происходит в силу того, что импорт сократился и российская продукция его замещает", — сказал он.
По мнению директора центра исследований рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадима Дробиза, рост связан с текущим экономическим кризисом. "Сценарий у всех кризисов один — общий рост потребления на несколько процентов и рост потребления крепкой алкогольной продукции", — говорит он.
Бум на рынке слабоалкогольных напитков имеет своё объяснение, продолжает эксперт. "Он связан с тем, что часть женщин покинула винодельческий рынок еще в 2020 — 2021 годах и перешла на слабоалкогольный", — считает Вадим Дробиз. По его словам, на фоне роста продаж вина и шампанского продажи дешёвых винных напитков снижаются. "Сегодня вино и игристые вина — это продукт для обеспеченных людей с нормальными зарплатами. Дешёвого вина у нас нет", — объясняет он.
"Любые кризисные явления провоцируют рост продаж и потребления алкогольной продукции. Это касается не только России, это касается всех стран, в которых существует свободный розничный оборот алкогольной продукции", — подтверждает директор "Клуба профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский.
Продажи вина, по его словам, растут на фоне прошлогоднего спада. "2021 год для виноделов был сложным, потому что виноматериалов не хватало. И за счет этого в 2021 году по винодельческому сегменту было снижение по сравнению с 2020-м", — объясняет эксперт.