Смольный разрешил до конца года без слушаний менять ПЗЗ тем, кто вложит в экономику города 7 млрд рублей.
Как сообщили в Смольном, соответствующий проект постановления городского правительства был одобрен на его рабочем совещании. Он позволит "упростить внесение изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки, а также в документацию по планировке территории". В комитете по градостроительству и архитектуре (КГА) города уточнили "ДП", что речь идёт о постановлении петербургского правительства "О реализации пункта 2 статьи 7 федерального закона от 14.03.2022 № 58".
Постановление это устанавливает дополнительные случаи, когда можно не проводить общественные обсуждения до конца 2022 года. Основной посыл федерального закона, который реализует петербургский нормативный акт, — сокращение сроков строительства и защита "от недружественных действий иностранных государств и международных организаций". "Возможность упрощения указанных процедур позволит не снижать темпы жилого и промышленного строительства в РФ", — гласила пояснительная записка к законопроекту.
Строй где хочешь
Теперь по решению петербургского правительства разрешается вносить изменения в функциональные зоны генплана и ПЗЗ без слушаний, если они "подготовлены в целях размещения объекта федерального значения". И при условии, что подготовка такой проектной документации осуществляется за счёт федерального бюджета на основании госконтракта, срок выполнения по которому истекает до конца нынешнего года.
Впрочем, по словам экспертов, на федеральные объекты всё равно сложно повлиять на слушаниях по генплану именно потому, что они федеральные и их параметры задаются федеральной схемой таких объектов.
ПЗЗ вдобавок к тому можно менять для региональных объектов без слушаний ещё в трёх случаях. Во–первых, для объектов, предусмотренных госпрограммами Петербурга, где инициатором подготовки изменений являются городские власти.
Во–вторых, для инвестпроектов с общим объёмом инвестиций не меньше 7 млрд рублей при условии налоговых отчислений в федеральный и городской бюджет не менее 200 млрд рублей (в документе — именно миллиарды, а не миллионы). Почему речь идёт именно о 7 млрд инвестиций, не совсем понятно (порог входа для признания проекта стратегическим для города — 1 млрд рублей).
Третий повод — изменение зонирования при предоставлении участка без конкурса для производства аналогов зарубежной продукции.
Проекты планировки территории можно оперативно принимать и изменять под федеральные объекты (как и генплан), а под региональные — только в случае тех, что предусмотрены территориальной схемой обращения с отходами и в случае линейных объектов. А также при выделении участков под импортозамещающее производство.
В Москве уже не надо
Отметим, что похожие меры (даже чуть более радикальные) были приняты и в столице. Ещё в марте московская мэрия выпустила постановление, что "в 2022 году не требуется проведение общественных обсуждений или публичных слушаний для принятия правовых актов, предусматривающих… утверждение генерального плана, ПЗЗ, проектов планировки территории, проектов межевания территории, внесение изменений в один из указанных документов…".
Архитектор, руководитель компании "А. Лен" Сергей Орешкин в комментарии "ДП" отметил: ПЗЗ составлены так, что изменения приходится вносить чуть ли не ежегодно. "Чем меньше из этого устраивают каких–то сложных процедур, тем лучше" — говорит зодчий.
Отметим, что, судя по сайту КГА, последняя корректировка ПЗЗ произошла 5 июля нынешнего года (по совпадению как раз в день выхода городского постановления). В ней расширяется зона с возможностью застройки высотой до 40 метров южнее отеля "Ольгино" в одноимённом посёлке (назначение участка там сейчас — объект связи). Предыдущая корректировка правил была совершена в декабре 2021 года и касалась университетского городка СПбГУ в Пушкине (в частности, для исключения этих территорий из зон комплексного освоения).
При этом, по всей видимости, в обоих случаях удалось обойтись без общественных обсуждений (последние обсуждения ПЗЗ, по данным КГА, состоялись в ноябре 2020 года).
Есть что менять
Анонсировано принятие и других поправок, например по мусороперерабатывающим полигонам (по обращению комитета по природопользованию). Как сообщал "ДП" ранее, должна быть назначена зона, позволяющая размещать предприятия высокого класса опасности. Это касается, в частности, "Волхонки" на Волхонском шоссе и новых "Новосёлок" в Левашово. В этом случае изменения одновременно предполагается внести в генплан и в ПЗЗ.
Наконец, не стоит забывать, что ПЗЗ будут существенно обновлены после (или одновременно) с принятием нового генплана, с вынесением которого на общественные обсуждения не спешат. В КГА сообщили "ДП", что "о проведении обсуждений о генеральном плане будет сообщено позднее".
Напомним, что, несмотря на отмену большинства коронавирусных ограничений, общественные слушания в апреле решено было сохранить в электронном формате по крайней мере до конца нынешнего года. Это вызвало недовольство активистов.
Орешкин считает, что общественные слушания "так и не превратились в реальные дискуссии", по крайней мере такие, которые давали бы позитивный выхлоп. Всегда получается разговор двух непримиримых сторон — жителей города и инвесторов. Слушания либо проводятся формально, когда жителям проблема безразлична, либо выходит скандал. "Общественные слушания формально нужны — это такой европейский подход. А с другой стороны, в наших реалиях девелопер всё равно проводит общественные обсуждения так, как ему нужно", — добавляет Сергей Орешкин.
Гражданин — не субъект
Ещё один эксперт — юрист Павел Шапчиц — против столь избирательного подхода к общественным обсуждениям (речь о "цене отсечения" объёма инвестиций).
"Я считаю, что стоимость проекта не имеет никакого отношения к градостроительному проектированию, поскольку как дешёвый, так и дорогой проект может затрагивать право граждан на благоприятную окружающую среду. Видимо, по мнению городских властей, если стоимость проекта больше 7 млрд рублей, то граждане внезапно перестают быть субъектами градостроительных отношений и на них перестают распространяться нормы Градкодекса. К сожалению, исполнительная власть решила, что под предлогом событий на Украине можно даже перестать делать вид, что она собирает и учитывает какие–то предложения и замечания в рамках общественных обсуждений", — отмечает Шапчиц.