В результате разрыва привычных логистических цепочек на фоне геополитических событий бизнес был вынужден с нуля выстраивать отдельные схемы взаимодействия. Искать альтернативные пути развития сегодня приходится и самим транспортным компаниям. Они отслеживают наиболее популярные запросы и помогают предпринимателям адаптироваться к новым реалиям.
Ситуация на рынке грузоперевозок начала меняться, как только спала первая волна пандемии. Уже в конце 2020 и в 2021 году существенно вырос грузопоток, причём как за счёт импорта, так и экспорта. Глава проектного отдела Департамента мультимодальных перевозок и таможенного оформления NAWINIA, представитель ACEX в Москве и на Дальнем Востоке Марк Баум объясняет это отложенным спросом, а также большим количеством индустриальных и инфраструктурных проектов, стартовавших в указанный период. По его словам, в какой-то момент в ряде регионов даже наблюдался дефицит техники.
Это подтверждается и данными Росстата: по итогам 2021 года грузооборот автотранспорта достиг рекордного объёма — 285,3 млрд тоннокилометров. Это больше на 5%, чем в 2020 году, и на 10,2%, чем за последние три года.
Помимо причин, отмеченных Марком Баумом, положительную динамику можно объяснить также бурным развитием маркетплейсов, и, как следствие, постоянно растущим интересом к складской недвижимости. Для примера, по информации консалтинговой компании Knight Frank Russia, объём сделок, заключённых на рынке складской недвижимости Петербурга в I полугодии, составил около 194 тыс. м2, что является рекордным показателем за всю историю наблюдений. При этом 77% сделок пришлось на логистические и транспортные компании.
В 2022 году на ситуацию повлияла неблагоприятная геополитическая обстановка в стране. В целях оптимизации расходов, производственные предприятия стали сокращать собственные логистические подразделения, всё чаще отдавая эти задачи на аутсорс. На фоне общего увеличения затрат это позволяет снизить конечную цену продукции, в которой логистика достигает 50%.
В свою очередь, сложности с авиасообщением увеличили спрос на доставку автомобильным транспортом. Кроме того, на сегодняшний день это, пожалуй, один из наиболее популярных способов перевозки негабаритных грузов. Среди основных потребителей услуги российские предприятия машиностроительной, топливно-энергетической, металлургической и горнодобывающая отраслей. Все они, по словам председателя Объединённой ассоциации перевозчиков Богдана Антоненко, продолжают работу, не снижая объёмов. Меняются лишь контрагенты. Высокий спрос на этот сегмент грузоперевозок также объясняется территориальными особенностями нашего региона.
"В Петербурге и областных городах работает большое количество предприятий, которым требуется перевозка крупногабаритного оборудования и других видов грузов. Кроме того, в регионе функционирует семь морских портов, которые развивают свою инфраструктуру", — объясняет генеральный директор ГК "Деловые Линии" Фарид Мадани.
В результате, согласно оценке самих участников рынка, по итогам прошлого года перевозки «негабаритов» автомобильным транспортом выросли в нашей стране примерно на 25%. Причём не только за счёт работы производственных предприятий, но и благодаря развитию онлайн торговли. В этом смысле показателен сайт Avito. В 2021 году в первой десятке самых популярных товаров было достаточно много таких, которые могут считаться негабаритными — столы, диваны, холодильники, ковры.
Таким образом, налицо — усложнение работы логистов. Одновременно транспортные компании должны уметь работать с несколькими каналами доставки и товарами разных сегментов, предоставлять максимально гибкие условия взаимодействия, помогать находить минимальное логистическое плечо и, конечно, сохранять индивидуальный подход.
По словам руководителя отдела логистики компании "ПрофХолод" Сергея Потапова, транспортировка негабаритных или сверхтяжёлых грузов сопряжена со множеством сопутствующих задач, которые необходимо выполнить в срок: разработка схем погрузки и крепления, согласование маршрутов, заказ спецтехники, получение разрешений на перевозку.
Неслучайно в "Деловых Линиях" транспортировку негабаритных грузов называют творческой задачей. "В зависимости от отправления и пожеланий клиента мы подбираем упаковку и тип перевозки, предлагаем растентовку и комплекс погрузо-разгрузочных работ. Каждый заказ сопровождает отдельный менеджер, который всегда на связи с заказчиком и готов оперативно решить вопросы по ходу процесса", — отмечают в пресс-службе компании.
К слову, специальное оборудование для погрузки и разгрузки негабаритных грузов имеют свыше 75% терминалов организации. В целом же логистический оператор считается одним из самых востребованных для перевозки таких отправлений — на группу компаний, согласно внутренней статистике, приходится 73% заказов этого сегмента. Среди наиболее популярных направлений — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, Нижний Новгород и Пермь.
Пока рынок грузоперевозок, как и другие сферы бизнеса, находится в режиме турбулентности. Неизвестно, чего ждать завтра. Меняются цены на бензин, автозапчасти и сам транспорт. Всё это в конечном итоге влияет на стоимость услуг доставки. Надо заметить, она уже заметно подросла.
Так, по данным логистических компаний, за последнее время себестоимость транспортировки выросла на 10–12%, а стоимость обслуживания грузовой техники — на 60%.
Коснулось это и сегмента негабаритных грузов. Кроме того, перевозчики часто берут за них наценку. Но одновременно многие транспортно-логистические компании периодически проводят выгодные акции. Например, "Деловые Линии" сейчас предлагают адресную доставку тяжёлых грузов от 100 кг с выгодой 25%.
Существенно сократить расходы и одновременно повысить скорость доставки товаров и грузов внутри страны должна система электронного документооборота, которую, согласно недавнему заявлению премьера-министра РФ Михаила Мишустина, предполагается запустить в России с 1 сентября. И это не единственная государственная мера поддержки отрасли. Возможно, в скором времени взаимоотношения перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей выйдут на качественно новый уровень.