В Петербурге тестируют систему мониторинга дронов, которая упрощает их практическое применение.
Для создания в городе инфраструктуры для обеспечения полётов беспилотников минувшей весной было заключено соглашение между НПО "Алмаз" и компанией Fly Dron. В рамках проекта этим летом к уже существующим городским сервисам и системе мониторинга полётов пилотируемых и беспилотных воздушных судов (БВС) добавят цифровую платформу для подачи заявок на управление дронами и совершение полётов, которую создали в Fly Dron.
С помощью платформы операторы дронов смогут предложить себя в качестве авторизованного "Госуслугами" исполнителя коммерческих заказов и авиационных работ с защищёнными расчётами. Таким образом в городском правительстве надеются сформировать рынок профессиональных услуг БВС, а также расчистить "серое" использование беспилотников.
Сейчас существует наземная инфраструктура мониторинга полётов над Петербургом от НПО "Алмаз", которая позволяет в онлайн–режиме видеть полную авиационную обстановку в небе над городом. Именно с ней будет взаимодействовать пилотная версия цифровой платформы.
Сеть дронопортов
Как заявил в минувшие выходные на форуме по развитию и цифровой трансформации городов "Умный город. Новые вызовы" вице–губернатор Станислав Казарин, ежегодно прирост выданных разрешений на полёты БВС составляет 50%. Сейчас на постоянной основе с помощью беспилотников в городе осуществляются услуги, связанные с аэрофотосъёмкой, охраной общественного порядка, мониторингом крыш и проведением Live–съёмки различных мероприятий, таких как "Алые паруса", День ВМФ и т. д. При этом город нуждается в расширении подобных сервисов, но из–за административных барьеров многие из таких услуг предоставить нельзя. Среди них — использование дронов в беспилотном 3D–моделировании для строительства, создании интерактивных высокоточных моделей зданий и достопримечательностей, мониторинг уровня снега и наледи, вывоза мусора и установки мусорных контейнеров, доставка, контроль городского движения и т. п. Особенно высокая заинтересованность у города в развитии сети дронопортов для доставки писем и купленных онлайн товаров.
Разработка Fly Drone опубликована в каталоге городских сервисов api.petersburg.ru.
Как самокат
Сейчас для того, чтобы управлять дронами даже для личного пользования, нужно получить разрешение. Если беспилотник весит больше 150 г, но меньше 30 кг, его нужно поставить на учёт. При весе более 30 кг устройство нужно зарегистрировать. За учёт беспилотников ответственна Росавиация, регистрацию аппарата осуществляют через "Госуслуги". Перед совершением полёта необходимо предоставить в ответственные органы его план.
Развитие беспилотной техники сильно обгоняет законодательство, замечает Владимир Клешнин, руководитель по развитию бизнеса Kaspersky Antidrone. Все полёты в городской застройке требуют сложного согласования с несколькими ведомствами одновременно, что делает процедуру крайне сложной. Из–за этой бюрократии пилоты часто пренебрегают согласованиями полётов. Ситуация с дронами роднит их с городскими самокатами, где также есть пробелы в законодательстве.
"Во многом достаточно медленное развитие регулирования и беспилотных полётов связано с травмоопасностью БВС. Как и самокаты, дроны могут развить высокую скорость и нанести физический вред объектам — людям, зданиям, автомобилям. Зачастую это не зависит от технологичности устройства, а связано с опытом самого пилота или обстоятельствами (например, погодными условиями). Но дроны опаснее самокатов. Самокаты — это средство, которое управляется человеком. А дрон может необязательно управляться человеком, и это заложено в нём изначально", — заметил он.
Злоумышленник может запустить дрон по полётному заданию, но с самокатом ничего такого произойти не может. Ещё важный момент про дроны — их различие по размерам. От беспилотников с человеческую ладонь до воздушных судов размером с мотоцикл и даже больше. Кроме того, спектр применения дронов гораздо шире, чем самокатов, поэтому и риски гораздо выше.
"То есть, с одной стороны, беспилотники предоставляют широкие возможности: с их помощью можно осуществлять доставку товаров, обследовать шахты, контролировать ход строительства зданий, делать красивые фото– и видеоматериалы. Тем не менее известно всё больше случаев, когда они представляют серьёзную угрозу: падают в толпу на концертах, травмируют спортсменов во время соревнований, создают угрозу работе аэропортов и индустриальных объектов, занимаются промышленным шпионажем", — добавил Клешнин.
Поэтому наряду с дронами производители создают антидрон–системы, которые могут обнаруживать и классифицировать беспилотные летательные аппараты, таким образом снижая риски несанкционированного использования дронов.
У дронов могут быть различные формы применения, продолжил Клешнин. Это, как правило, фото– и видеосъёмка, а в перспективе — доставка товаров. Так, эта возможность активно тестируется такими компаниями, как Amazon или "Почта России". Согласно аналитическому отчёту Ernst & Young (теперь Б1), при доставке одной посылки преимущество БВС по сравнению с наземным транспортом может составлять 37% по себестоимости и 60% по времени.
Быстрее велосипеда
Пилот дрона — любитель Дмитрий Рашевский рассказал "ДП", что мог бы заинтересоваться возможностью авторизованного предоставления коммерческих услуг через новую платформу, если бы у него, к примеру, была небольшая компания. "С полётами над городами всё довольно сложно, всё зарегулировано — это мировая практика. Вероятно, в данном случае сначала будут тестовые зоны для обкатки функционала, потом они расширятся. В долгосрочной перспективе, когда всякие доставки смогут автоматизировать, может, даже стоимость их снизится — не нужен человек, который едет по пробкам на велосипеде, доставляя заказ. Сейчас это кажется фантастикой, но когда–то раньше и про самолёты думали, что это мода, которая скоро пройдёт", — говорит он.
Как показывает мировая практика, доставка дронами повышает интерес к бизнесу у клиентов, замечает Павел Сигал, первый вице–президент "Опоры России".
"К примеру, азиатский рынок доставок существенно вырос за последнее время именно благодаря дронам и роботизированным системам. Нужно заметить, что для клиента это источник дополнительного футуристического эффекта и, к примеру, услуга доставки цветов или подарков беспилотниками, несомненно, актуальна и в России. Простая и понятная схема регистрации частных пилотов поможет сформировать единую “белую” базу для комфортных и взаимовыгодных отношений заказчиков и исполнителей. Также это даёт зелёный свет для формирования централизованных систем доставки в рамках конкретных предприятий", — заключил он.