Курс рубля к доллару и евро станет ещё более волатильным, если ЦБ не сможет устанавливать его официально, а передаст эту функцию банкам.
Банк России впервые с 2010 года лишится возможности устанавливать официальный курс доллара и евро к рублю, если очередной пакет европейских санкций ударит по Московской бирже и Национальному клиринговому центру. Такой вариант развития событий прорабатывают в ЦБ. На этот случай предусмотрено создание специальной внебиржевой площадки, которая будет аккумулировать котировки валют от крупнейших банков и рассчитывать некий аналог курса ЦБ.
В Центробанке не стали опровергать эту информацию. "Санкционные ограничения постоянно меняются. Чтобы обеспечить защиту клиентов и бесперебойность работы финансовой системы, Банк России проводит с участниками рынка и организациями инфраструктуры моделирование различных сценариев", — сообщили "Деловому Петербургу" в ЦБ.
Сейчас Банк России устанавливает официальный курс ряда валют, включая доллар и евро, на основе данных об их средневзвешенном курсе на торгах Московской биржи за предыдущий день. В банке опасаются, что заморозка средств НКЦ приведёт к остановке этих торгов. Однако на официальный курс ЦБ завязано значительное количество административных и бизнес-процессов: установление размера пошлин и иных выплат, налоговый и статистический учёт, бюджетный процесс и т.д. Таким образом, его придётся чем-то заменить.
"Если биржа попадет под санкции и не сможет торговать валютой (долларом и евро), то останется внебиржевой рынок — то есть банки", — объясняет логику регулятора аналитик ФГ "Финам" Андрей Маслов. "Внебиржевая торговля валютой между банками была и раньше, причём внебиржевые обороты всегда в разы превышали биржевые, торги на бирже нужны были лишь для определения курса", — отмечает аналитик Freedom Finance Global Елена Беляева.
В этом году на фоне геополитических событий курс доллара взлетал до 116 рублей и падал до 53. Диапазон скачков евро составил от 55 до 132 рублей. Переход функций формирования курса к банкам может ещё больше усилить волатильность рубля, полагают эксперты.
"Вероятно, банки должны будут взять на себя функции маркет-мейкеров, увеличатся спреды на покупку и продажу долларов и евро. Однако это может привести к тому, что большие объёмы валюты будет значительно труднее реализовать", — говорит Андрей Маслов. "Не исключено, что будет большая волатильность курсов на фоне ограниченной ликвидности", — подтверждает старший аналитик УК "Альфа-Капитал" Максим Бирюков.
Впрочем, сам курс на данный момент определяется в большей степени балансом спроса и предложения. Сейчас импорт из западных стран упал, а экспорт в долларовом выражении вырос. Во многом из-за этого рубль резко укрепился за последние месяцы. Но экспорт тоже имеет тенденцию к снижению. "От того, какой фактор окажется сильнее, и будет зависеть, куда пойдёт курс", — делает вывод Максим Бирюков.
Сейчас официальные курсы доллара и евро занижены, полагает президент Высшей школы экономики в Петербурге Александр Ходачек. Он напоминает, что в соседних странах, например Финляндии и Эстонии, курс рубля ниже. "Наверное что-то среднее между обменным курсом рубля там и у нас будет соответствовать обменному курсу, который будет объявлен", — полагает он.
Александр Ходачек напоминает недавние заявления российских властей о том, что комфортный курс для страны составляет 70–80 рублей за доллар.
Курсы валюты в обменниках, которые сейчас выше курса ЦБ примерно на 10 рублей, по-прежнему будут завышены, полагают эксперты. "Разница между официальным курсом и курсом обмена, скорее всего, увеличится, так как банки вряд ли упустят возможность заработать больше на курсовой разнице, только если ЦБ РФ не начнёт жёстко контролировать курс, что, по сути, приведёт к смещению роли Центробанка с таргетирования инфляции на таргетирование курса и приведёт к ещё большему росту цен, а такой сценарий маловероятен", — говорит Андрей Маслов.
"Скорее всего разница останется, потому что в обменниках ты получаешь наличку, а наличка для многих является желанной, за это потребители готовы платить премию. Иметь деньги на счетах — в этом больше риска. Поэтому будет несколько курсов", — делает вывод Максим Бирюков.