Новое федеральное учреждение, подконтрольное "Росатому", станет единым оператором Северного морского пути.
Правительство России распорядилось создать ФГБУ "Главное управление Северного морского пути" — соответствующий документ опубликован на сайте кабинета министров 1 августа. Ведомство сконцентрирует на себе функции по организации плавания судов в акватории СМП. Учредителем нового ФГБУ выступит "Росатом", финансироваться оно будет из средств, направляемых в госкорпорацию из федерального бюджета.
По словам премьер–министра Михаила Мишустина, создание новой структуры поможет централизовать полномочия по управлению навигацией на СМП, а также повысить безопасность судоходства.
Впрочем, "Росатом" и сейчас имеет высокую степень контроля над трансфером через Арктику. Хоть разрешения на лоцманскую проводку по СМП выдаёт ФГБУ "Администрация Севморпути", находящееся в ведении Минтранса, решения об этом принимаются совместно с "Росатомом". Теперь же у госкорпорации откроются возможности напрямую контролировать все процессы, касающиеся маршрута.
Простимулирует ли новая структура развитие северного коридора, по мнению руководителя Северо–Западного отделения Международной академии транспорта Юрия Чижкова, будет зависеть от того, как на деле будет организована её работа.
"Уже по факту основным действующим лицом здесь является “Росатом”, поскольку у него есть и деньги, и ледоколы, и возможность организовывать движение", — утверждает эксперт. Однако он отмечает, что если созданное управление будет в полной мере государственным, то у него может получиться играть роль, которую во времена СССР исполняла администрация СМП. "Если же это будет больше “Росатом”, то, боюсь, могут быть некоторые перекосы", — полагает Юрий Чижков.
При этом в интенсивном развитии СМП напрямую заинтересован бизнес Северо–Запада, говорит председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Фёдоров. "Сейчас меняется обстановка. Судя по развитию ситуации, всё большую роль будут играть наши азиатские партнёры. А СМП — это самый ближайший путь из России в Азию, тем более из Санкт–Петербурга", — поясняет он.
Также северный маршрут интересен и с точки зрения международного транзита товаров между Азией и Европой. И пока по грузопотоку он не может конкурировать, например, с Суэцким каналом, тем не менее увеличение показателя заметно. По словам вице–премьера РФ Александра Новака, перевозки транзитных грузов по СМП за последние 2 года утроились.
Сергей Фёдоров считает, что после нормализации международной обстановки востребованность Севморпути только возрастёт. "Это направление будет использоваться не только нашими предприятиями, но и всей Европой, а Петербург — это окно в Европу", — заключает он.