С полноценным запуском транспортной реформы 15 июля в Петербурге активизировались нелегальные перевозчики. Чтобы справиться с ними, Смольному придётся закрыть все дыры в маршрутной сети города.
Ожидалось, что с середины июля петербургские пассажиры больше не увидят городских маршруток. Собственно, это и было одной из основных целей транспортной реформы. Однако в ход событий вмешались нелегальные перевозчики — они не только ездят по маршрутам, которых в официальном реестре нет, но и делают это на подвижном составе, для официальных перевозчиков теперь запрещённом.
Игра в догонялки
Характерно, что в первый же день полноценного запуска транспортной реформы нелегалы стали ездить там, где до этого были легальные коммерческие маршруты. Так, например, 15 июля нелегалы были замечены на маршруте К–354, который до реформы обслуживало "Питеравто".
На маршрутах К–289 и К–218 якобы видели перевозчика "М.А.К.С.", который работал на них до реформы. Больше всего нарушителей традиционно оказалось сосредоточено на пушкинском направлении. Очевидцы писали, что за 20 минут от метро "Купчино" отъехало восемь нелегалов в Славянку и Шушары. До реформы они ездили по маршрутам К–174 (в Славянку), К–222 (в Шушары), К–180 (Славянка — станция Царское Село) и К–190 (в Ленсоветовский). После реформы они также стали ездить там, где были легальные коммерческие маршруты: К–202, К–418, К–286 и К–354.
В комитете по транспорту "ДП" заверили, что "безусловно, располагают сведениями как о местах возникновения нелегальной перевозочной деятельности, так и о потенциально возможных новых маршрутах и местах притяжения нелегальных перевозчиков".
"Комитет в рамках работы межведомственной транспортной комиссии Санкт–Петербурга (МТК) на постоянной основе организовывает мероприятия, направленные на выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере пассажирских перевозок, в том числе пресечение деятельности нелегальных перевозчиков. Указанные мероприятия проводятся ежедневно. Проверки МТК проводятся в том числе и по перечисленным маршрутам", — прокомментировали в пресс–службе Комтранса.
В случае обнаружения нелегалов на маршрутах их транспортные средства арестовываются и отправляются на специализированную стоянку до вынесения решения по административному делу. Правонарушителей, как правило, обязуют выплатить штраф в размере 300 тыс. рублей за каждый выявленный эпизод нелегальной перевозки пассажиров и багажа. К слову, не так давно комитет докладывал об аресте двух автобусов, водители которых продолжили деятельность по упразднённому маршруту № К–108А на Парнасе.
В Комтрансе отмечают, что не на всех указанных маршрутах продолжают работать бывшие официальные перевозчики. Так, на маршрутах К–202, К–108А и К–418, несмотря на то что они проходят в противоположных частях города, работает одна группа нелегалов. Они же работают на маршрутах К–222, К–354, К–180, К–190, К–174 и К–545. Это псевдозаказной перевозчик, который воспользовался отменой маршрутов и решил подзаработать.
"Что касается продолжения работы бывших официальных перевозчиков, любая информация о продолжении перевозок по отменённым маршрутам подлежит тщательной проверке. Фиксировались эпизодические перевозки не только по маршруту К–289, но и по ряду других маршрутов. В то же время следует отметить, что после соответствующей реакции МТК и работы контрольно–надзорных органов деятельность по маршруту К–289 и других бывших официальных перевозчиков прекращена", — подчёркивают в Комтрансе.
Не на ровном месте
По мнению члена правления Ассоциации транспортных инженеров Андрея Горева, активизации нелегалов способствовала совокупность нескольких факторов.
"Работа вдруг завершилась у перевозчика, а автобус есть. И не все водители хотят работать у официальных перевозчиков, несмотря на более высокую зарплату. На маршрутах официальных перевозчиков может не хватать автобусов и не выдерживаются запланированные интервалы (не покрывается спрос). Плюс момент некоторой неразберихи со сроками закрытия работы маршруток", — объясняет он.
Врио главы Комтранса Валентин Енокаев видит и другие причины.
"Самое важное — на ровном месте нелегальный перевозчик появиться не может, мы это подтверждаем. Он появляется тогда, когда его деятельность имеет экономически обоснованные результаты, — прокомментировал он “ДП”. — При нашей ситуации перехода на новую модель первый экономический повод для нелегалов — есть оставшаяся старая техника, которая ещё на ходу. Второй вариант — концентрированная клиентская группа. Пример — Единый центр документов, куда есть хороший поток. Третий случай — ситуации с маршрутами, где не введена в эксплуатацию улично–дорожная сеть. Здесь моментально реагировать комитет не может".
По словам Валентина Енокаева, в одном случае нужно жёстко реагировать контрольными мероприятиями, в другом — менять предложение, в третьем необходимы инфраструктурные решения. По всем трём направлениям комитет ведёт работу.
В частности, корректное функционирование маршрутной сети Северной столицы находится на постоянном контроле Комтранса и СПб ГКУ "Организатор перевозок". В случае необходимости маршруты либо их расписание корректируются. Кроме того, принимаются меры по усилению маршрутов. Так, за первые два этапа были внесены изменения в работу 83 маршрутов (по семи маршрутам изменили трассу, по 76 маршрутам — расписание, нормирование скоростей). По обращениям пассажиров были незначительно изменены трассы 18 маршрутов третьего этапа.
Спрос диктует правила
Транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов считает, что у транспортной реформы есть слабые места. В первую очередь это маршрутная сеть. Она много где избыточна и неактуальна. Поэтому так называемые нелегалы сейчас полностью повторяют путь маршруток — закрывают неудовлетворённый спрос.
"Если какого–то маршрута нет в принципе или он медленный, кривой и от этого непопулярный, возникает неудовлетворённый спрос. А дальше — законы рынка. Часть раскатанных маршрутов чиновники в последний момент заменили автобусами (а по сути теми же маршрутками) — там нет некоторых остановок, такие же толпы в салоне, но они хотя бы сохранились. А часть маршруток была “заменена” маршрутами с пересадками. Из-за перасадок эти маршруты, по сути, стали бессмысленными, что отчасти и спровоцировало появление здесь нелегалов. Нужно не запретительными мерами работать, а делать перевозки управляемыми и выгодными всем сторонам: и пассажирам, и перевозчикам, и чиновникам. В разумных пределах, конечно", — утверждает Вергазов. Проблема с нелегальными перевозчиками наблюдалась после транспортной реформы и в Москве. "После 2016 года было два вида нелегалов: псевдозаказные и псевдотакси. С первыми быстро разобрались, а со вторыми на восьмиместных минивэнах, куда на деле влезает больше людей, — до сих пор нет", — говорит московский транспортный эксперт Дмитрий Сидоров.
Некоторые нелегальные маршрутки в Москве в итоге легализовали как псевдопригородные. Правда, в итоге этот псевдопригород почти умер.
"Если раньше нелегалы нервировали официальных перевозчиков, то теперь неофициалы прямо воруют деньги из бюджета города. Поэтому, конечно, с ними будут бороться, как и раньше, и в принципе должны бороться даже более активно. Пути два: улучшать транспортное обслуживание населения и контролировать наличие нелегалов. В любом случае они стоят около метро — искать не надо", — отмечает Андрей Горев.