О планах по строительству мусороперерабатывающих комплексов, тарифах и недобросовестных подрядчиках "ДП" рассказал первый заместитель гендиректора АО "Невский экологический оператор" Илья Гудков.
— На какой стадии находятся проекты НЭО по строительству мусороперерабатывающих комплексов?
— Первую очередь завода на Волхонском шоссе планируется ввести в эксплуатацию осенью. Небольшая задержка связана с поставкой оборудования, на сегодняшний день все вопросы решены. Вторую очередь можно ожидать примерно через год. По остальным объектам идёт процесс изыскания и проектирования, срок запуска — 2024 год.
— Удаётся переубедить недовольное население?
— Любой проект, связанный с переработкой отходов, вызывает серьёзную обеспокоенность жителей прилегающих территорий, это неизбежно. В нашем случае ситуация усугубляется тем, что в Петербурге и Ленинградской области в принципе нет современных объектов мусороперерабатывающей инфраструктуры, зато есть крупные полигоны, которые создавались совсем по другим технологиям и принимали отходы на протяжении десятилетий, эксплуатируясь зачастую за пределами проектных сроков.
В отсутствие других примеров для сравнения люди проецируют весь накопленный за долгие годы негативный опыт на все новые начинания в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Сюда добавляется традиционное недоверие к любому крупному инвестору, которого заранее подозревают во всех смертных грехах. Мы это понимаем, как и то, что у нас нет иной альтернативы, кроме как вести диалог с общественностью, последовательно, шаг за шагом, объясняя, что наша основная цель — решение накопившихся за прошедшие десятилетия системных проблем.
И здесь важно подчеркнуть, что мы не просто строим заводы, а реализуем комплексную программу развития мусороперерабатывающей отрасли, в которой каждый проект — это составная часть единой инфраструктуры обращения с ТКО, создаваемой для нужд петербургской городской агломерации.
Мы также стараемся донести, что безопасность проектируемых комплексов переработки отходов обеспечивается в первую очередь единым технологическим циклом переработки ТКО, который делает возможным выбор максимального числа полезных фракций, пригодных для переработки, удаление и обезвреживание органики.
При этом мы не только в разы сокращаем объём отходов, направляемых на захоронение, мы полностью уходим от практики размещения на полигонах смешанных ТКО — на специальные площадки хранения при комплексах по переработке отходов будут поступать только остатки сортировки, представляющие собой обезвреженные инертные массы. Это не просто другая технология — это совершенно иная модель обращения с отходами, которая затрагивает все этапы их движения от контейнерной площадки до предприятий, перерабатывающих вторичное сырьё.
— По заводу в Левашово нужно менять градостроительную документацию, включая ПЗЗ. Вы точно успеете построить его в обозначенные сроки?
— Сейчас идёт процесс согласований. По нашей информации, в настоящее время проводится необходимая работа в части градостроительной документации, которая позволит строить там мусороперерабатывающий завод. После этого мы подадим заявку на получение участка, оформим статус стратегического инвестора и начнём строить. Изыскания по нему уже проведены, сейчас ведётся предварительное проектирование. Думаю, мы сможем выдержать заявленные ранее сроки.
— Ваш проект входит в противоречие с проектом "
Газпрома
" по строительству аэропорта в Левашово. Как решается этот вопрос?
— Противоречия между этими двумя проектами действительно есть. На площадке правительства сейчас разрабатываются правила для объектов в 6–й приаэродромной подзоне. И наш проект, требующий такого регулирования, рассматривается отдельно.
— Противники строительства ваших заводов говорят, что заявленный общий объём переработки пяти предприятий заметно превышает объёмы генерируемых городом отходов. А значит от строительства хотя бы одного можно отказаться, особенно если взять курс на снижение объёма образования отходов.
— Во–первых, до начала реформы единой системы учёта объёмов вывоза ТКО в городе не существовало. Часть рынка обращения ТКО фактически находилась в серой зоне, поэтому есть основания считать, что официальные данные об объёмах образования отходов занижены относительно реальных значений.
Сейчас вся информация поступает в информационную систему регионального оператора, что позволит нам по итогам года получить более полную картину и при необходимости скорректировать прогнозы.
Во–вторых, если изучить Единую концепцию обращения с отходами Петербурга и Ленобласти, то будет видно, что наши объекты предполагают обработку в том числе отходов Ленинградской области. Их расположение очень выгодно Ленобласти с точки зрения транспортного плеча.
В–третьих, в Единой концепции прописано увеличение объёмов образования мусора, связанное с увеличением населения Петербурга и другими факторами. При согласовании программы строительства предприятий с Российским экологическим оператором мы, наоборот, получали вопрос, будут ли эти мощности достаточными для агломерации после 2030 года.
— Даже с учётом планов областного регоператора по строительству своих предприятий в Кингисеппе и Рахье?
— Комплекс переработки отходов (КПО) в Кингисеппе отражён в Единой концепции, он учитывается во всех расчётах. По поводу КПО в Рахье пока нет окончательного понимания сроков его строительства. Кроме того, если посмотреть на карту, хорошо видно, что самой слабой составляющей этого проекта является логистика, в том числе ограниченная пропускная способность подъездных путей. В любом случае при заявленных мощностях 300 тыс. тонн в год каждый эти комплексы всё равно не закрывают полностью потребности региона, даже без учёта дальнейшего роста численности населения.
Наша инвестиционная программа в свою очередь предусматривает этапность развития объектов мусороперерабатывающей инфраструктуры. Мы работаем в тесном контакте с правительством Ленинградской области и можем при необходимости корректировать планы, чтобы избежать дефицита или переизбытка мощностей.
— Кредиты под ваши проекты предоставляет
ВТБ
?
— Мы выходим на свободный рынок финансирования, ведём переговоры со всеми крупнейшими банками. На первый этап завода на Волхонке получили акционерный заём от "Интер РАО".
— В августе Смольный должен утвердить параметры раздельного накопления отходов (РНО). Как продвигается ваш эксперимент по РНО и какие выводы сделаны по его итогам?
— В ближайшие месяцы правительство Петербурга должно полностью сформировать нормативно–правовую базу, которая позволит приступить к созданию региональной системы РНО.
Реализуемые пилотные проекты позволяют нам не только получить актуальную информацию о количестве и качестве собираемых вторичных материальных ресурсов (ВМР), но и наработать практический опыт организации РНО, оптимизировать логистику, выявить возникающие проблемы и пути их решения, выстроить работу с управляющими копаниями, жителями. По их итогам можно будет создать единую эффективно работающую региональную систему РНО. После запуска завода на Волхонке мы планируем занять более активную позицию на этом рынке, у нас есть планы по экспансии.
— Как организовано взаимодействие с другими участниками этого рынка, давно работающими на нём? С кем из них вы будете сотрудничать?
— Город сформировал и озвучил свои требования к системе работы с РНО. Важно, что это должна быть комплексная система. Для этого рынка характерна высокая волатильность, что ставит рентабельность бизнеса в прямую зависимость от закупочных цен на отдельные виды вторсырья.
Приведу пример: когда цены на стекло резко упали, заготовители массово стали забирать свои контейнеры для стекла с площадок. Это неправильно. РНО — это не решение бизнес–задач отдельных участников рынка, а государственная задача, которая позволяет снизить наносимый окружающей среде ущерб. Заниматься сбором и переработкой нужно постоянно, а не только тогда, когда это выгодно заготовителям, и не только по тем видам ВМР, работа с которыми приносит прибыль. Если люди собираются работать исключительно с пластиком, потому что это высоколиквидный ВМР, то это не устраивает в первую очередь город. И мы с такими участниками рынка работать не будем.
Также мы не будем работать и с недобросовестными компаниями, которые оптимизируют свои бизнес–процессы, по сути паразитируя на городской инфраструктуре.
Приведу ещё один пример: небольшая линия для переработки пластика стоит около 100 млн рублей, при этом линия водоотчистки для неё стоит 150 млн рублей — в процессе обработки пластика всю грязь с него собирает большое количество воды. Эту воду можно слить в сети "Водоканала", что и делают многие недобросовестные игроки, а можно вложиться в собственные водоочистные сооружения, что значительно снижает маржинальность. Мы можем работать только со вторыми.
В целом основным требованием будет наличие необходимого оборудования и предоставление региональному оператору данных об объёмах и потоках движения отходов. Всех тех, кто готов встраиваться в системную работу и работать добросовестно, мы приглашаем к сотрудничеству.
— Как вы относитесь к идее города по введению оплаты по фактическому объёму для тех, кто будет разделять отходы?
— Мы не будем этому препятствовать, но это невозможно распространить повсеместно. Есть объективные сложности — закрытых контейнерных площадок практически нет. Большинство площадок открыты и обслуживают большое количество домов, а также юридических лиц.
— Мусорная реформа в Петербурге началась со скандала. Удалось ли на сегодня, на ваш взгляд, решить проблемы с перевозчиками?
— В первую очередь нужно отметить огромную работу, проделанную за эти полгода компанией "Эко Лэнд", которая за свой счёт закупила весь необходимый объём контейнеров, оперативно нарастила транспортный парк, организовала обучение водителей и, несмотря на все сложности, сумела наладить работу по бесперебойному вывозу ТКО.
Не хотелось бы, чтобы общественность их запомнила только как тех, кто допустил то, что мы наблюдали в начале года. Если зимой на работу данного подрядчика было больше всего жалоб, то сейчас их практически нет. Притом что "Эко Лэнд" обслуживает огромную территорию, сравнимую с зоной ответственности такого крупного и опытного оператора, как АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”".
— Что ждать населению, когда вы опять поменяете перевозчиков, возможно ли повторение ситуации начала этого года?
— Надо понимать, что мы находимся в жёстких рамках требований законодательства по проведению конкурсных процедур. Соответственно, смена подрядчиков возможна. Но теперь риски минимальны. Мы уверены, что повторения ситуации января этого года не будет, — благодаря внедрению единой информационной системы у нас теперь есть полная информация о местах накопления отходов, о типах контейнеров на них, мы видим всех отходообразователей, понимаем транспортные потоки, объёмы отходов. На сегодняшний день мы уже владеем 95% необходимой информации для запуска комплексной схемы обращения с отходами, которой ранее в Петербурге не существовало.
После ввода мусороперерабатывающих предприятий мы сможем сказать, что она выстроена и отлажена, как и все другие коммунальные процессы в нашем городе, например водоснабжение. Для потребителя они незаметны, мало кто знает, как работает этот сложный механизм и из чего он состоит.
— Что будет с тарифами?
— Хотелось бы сказать, что они не изменятся, но это не так. Во всех регионах России после начала реформы тарифы выросли, и Петербург в данном случае не исключение.
Причин несколько. Во–первых, город перешёл на единый усреднённый тариф, одинаковый для всех потребителей, тогда как раньше стоимость вывоза ТКО для разных районов и даже для разных домов могла различаться в зависимости от того, кто их обслуживал и куда вывозились отходы. Не все от этого выиграли, но такой принцип формирования стоимости коммунальной услуги представляется более справедливым.
Во–вторых, значимая часть рынка обращения ТКО, и мы это увидели в начале года, фактически находилась в серой зоне — часть отходов вывозилась неизвестно куда и, соответственно, нигде не учитывалась. Сейчас благодаря внедрению единой информационной системы регионального оператора эта проблема практически решена.
В–третьих, главной проблемой отрасли, острота которой сохранится до завершения строительства новых КПО, является дефицит мощностей по обработке и размещению ТКО. Как следствие, мы вынуждены вывозить отходы не туда, куда удобно, а туда, где их готовы принять, причём на условиях, которые диктуют операторы действующих полигонов. Так, крупнейший полигон "Новый свет — ЭКО", который принимает большую часть городских ТКО, расположен к югу от Санкт–Петербурга. Между тем самые густонаселённые районы города — северные. Приходится перераспределять потоки, что не всегда позволяет оптимальным образом выстроить логистику.
— То есть после завершения строительства КПО тарифы могут снизиться?
— Правильнее будет сказать, что они стабилизируются и в дальнейшем будут меняться в пределах инфляционных колебаний. При этом значительно возрастёт качество оказываемой услуги: мы должны выйти на уровень 100% обработки ТКО (сейчас этот показатель не превышает 35%) и значительно увеличить долю перерабатываемых отходов, возвращаемых в экономический оборот.
В нормальных условиях обработка и последующая переработка ТКО обходится дороже, чем складирование смешанных отходов на полигоне. Это связано в том числе с необходимостью вложений в мусороперерабатывающую инфраструктуру, которой сегодня в регионе практически нет, а также со значительным повышением безопасности системы обращения с отходами для окружающей среды. К сожалению, текущую ситуацию в отрасли трудно охарактеризовать как нормальную: проблемы в этой сфере копились годами, что не может не оказывать влияния на экономику процесса.
Строительство КПО, с одной стороны, увеличит стоимость услуг по обработке ТКО в составе тарифа, с другой — позволит оптимизировать транспортную составляющую: например, перерабатывающие предприятия на территории города позволят сократить объём отходов, вывозимых на территорию Ленинградской области.
— В тарифе есть ваша прибыль?
— В тарифе заложена нормативная прибыль 5%. Это достаточно рискованный показатель для любой компании, что оставляет нам очень мало возможностей для манёвра в случаях, когда речь идёт о росте прямых затрат. Тем не менее правительство города занимает жёсткую позицию по поводу недопустимости необоснованного роста тарифов, поэтому комитет по тарифам очень тщательно изучал все наши расчёты и обоснования, прежде чем принять окончательное решение.