Несмотря на окончание пандемии и рост турпотока, четырёх- и пятизвёздочные отели в Петербурге не могут вернуться к докризисным ценам. Российские туристы не готовы платить столько же, сколько иностранные. Из-за этого снижается рентабельность гостиничного бизнеса.
О стагнации или даже снижении цен на номера заявили представители петербургских отелей высокого класса на круглом столе Федерации рестораторов и отельеров. "Мы не вернулись к тем тарифам, которые могли предлагать в прежние годы. Здесь речь не идёт о демпинге, здесь речь идёт о резком сезонном повышении, которое случалось в Петербурге, когда средняя загрузка отеля в июле–августе доходила до 80%", — поделилась директор отдела продаж и маркетинга "Гранд отеля Европа" Анна Петренко. Это подтвердили в комментариях "Деловому Петербургу" и другие отели.
"Раньше был другой сегмент гостей — европейские гости. Они могли платить выше, и, конечно, история по среднему тарифу сейчас снижается в некоторых случаях в два раза. Средняя цена (в четырёхзвёздочной гостинице — ред.) для европейцев была от 11 до 15 тыс. рублей в высокий сезон. Сейчас она получается 6600", — сказала операционный менеджер "Novotel Санкт-Петербург Центр" Ирина Биюнова.
"Мы просто не сделали планового повышения цен. То есть у нас цены остались на уровне 2019 года", — отметил генеральный директор отеля Akyan Арташес Айрапетян. По его мнению, такая ситуация продолжится и в ближайшее время. "Цены отельерам снижать уже некуда, потому что тарифы ЖКХ растут, цены растут, сотрудники ожидают повышения зарплат, которое мы уже провели и от которого они уже не откажутся. Поэтому цены просто некуда опускать, они, скорее всего, останутся на уровне прошлых лет", — пояснил он.
“
"Тенденция к снижению цен есть, потому что все работают в конкурентной среде, — рассказала генеральный менеджер отеля "Crown plaza Лиговский" Оксана Евсюкова. — У нас 80% — это индивидуальные гости, которые, естественно, мониторят ситуацию среди 4 и 5-звёздочных отелей. Конечно, мы должны быть для них привлекательны. Согласна, что многие игроки нашей конкурентной группы снизили тарифы, и мы должны себя вести соответствующе".
По её оценке, снижение цен в сегменте 4–5 звёзд составило около 7% по сравнению с докризисными годами. Подтвердил эту тенденцию и представитель отеля "Corinthia Санкт-Петербург".
Владелец и управляющий отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы связал происходящее в том числе и с уходом из России международных гостиничных операторов. "Сетевой оператор — это прежде всего профессиональный игрок в сфере ценообразования и продаж, — рассказал он на круглом столе. — Дело в том, что мы все работаем в динамическом ценообразовании, и здесь важен именно профессиональный подход сетевых игроков, которые умеют держать цену, умеют держать рынок. Нас, как одиночных игроков, беспокоит, как будет развиваться ситуация с ценоообразованием, насколько мы сейчас, будучи разрозненными, сможем держать какую-то цену. Для нас это основополагающий момент, потому что, особенно в премиальном сегменте, для нас важна цена, а не столько загрузка. Мы ориентированы прежде всего на удержание средней цены. Но сейчас мы видим на рынке, что цены потихоньку начинают падать, игроки дезориентированы, и это не очень хороший сигнал".
От этого, по мнению Юниса Теймурханлы, снижается инвестиционная привлекательность гостиничного бизнеса. "Она не отличалась очень большим интересом, потому что в основном у нас был российский инвестор. А для российских собственников доходность 7–8–9% годовых — это не есть какой-то интересный бизнес. Поэтому российские собственники, как правило, рассматривали гостиничный бизнес как форму сохранения средств, нежели заработка. Собственники, выходя из каких-то больших сделок, покупали какие-то (гостиничные — ред.) сети, подержав деньги, сбрасывали, уходили в новые проекты. То есть и в прошлые времена большого интереса (гостиничная сфера — ред.) не вызывала. Сейчас, мне кажется, собственники вообще дезориентированы... Наша отрасль будет очень непривлекательна с точки зрения российского инвестора".
По данным Nikoliers, резкое снижение средней стоимость номера в петербургских гостиницах произошло в 2020 году на фоне пандемии. Оно достигло 29%. Потом цены стали расти. За первое полугодие 2022 года средняя стоимость номера выросла на 3% по сравнению с первым полугодием 2021 года, достигнув 5 352 рублей за сутки. Но это всё равно на 15% ниже, чем в 2019 году.
"Больше всего пострадали пятизвездочные отели из-за того, что у них была очень высокая доля иностранных гостей и высокая доля корпоративных мероприятий, — объясняет вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. — Поэтому им для того, чтобы обеспечить себе покрытие постоянных затрат, нужна какая-то загрузка. Соответственно, они сейчас ориентированы на российский сегмент. А российские гости не могут платить столько же, и цены снижаются".
Что касается отелей эконом-класса, то в них и раньше селились в основном российские туристы, поэтому они повышают цены на фоне роста внутреннего туризма, отмечает Алексей Мусакин.
Рентабельность при этом снижается у всех гостиниц, полагает он, просто в высоком классе это происходит быстрее. "Рост цен в нижнем сегменте не успевает за ростом затрат. У нас два раза в год растёт коммуналка, растут цены на продукты и на материалы для ремонта. Если мы возьмём гостиницу, открывшуюся 20 лет назад, там срок окупаемости был 7–8 лет. Теперь этот срок приближается к 18–20 годам", — делает вывод Алексей Мусакин.