Год назад правительство Петербурга создало дополнительный добровольно-принудительный механизм для застройщиков — Градостроительную комиссию.
Её замечания и пожелания официально носят рекомендательный характер, но по факту — обязательны для исполнения: без них нереально получить разрешение на строительство объекта. С августа 2021 года городские власти согласовали строительство почти 4,2 млн м2 жилья, обременив его соответствующим количеством обязательств по возведению социальных объектов. В целом оказалось "неприятно, но не смертельно". А главный плюс, что висевшие без согласований проекты наконец–то разморозились.
Поиск решения
Социальная инфраструктура до 2012 года была исключительно головной болью города, который строил (а зачастую, наоборот, не строил) садики и школы согласно Адресной инвестиционной программе (АИП). После прихода в Смольный Георгия Полтавченко обязанности застройщиков существенно пересмотрели, добавив им необходимость возводить детские сады, школы и поликлиники. Однако чётких правил игры и расчётов у чиновников не было — по каждому проекту велись индивидуальные переговоры с представителями районных администраций, профильных комитетов и вице–губернаторами.
Принципы, по которым объекты распределялись между АИП, программами по выкупу объектов по себестоимости и обязательствами застройщиков, никогда чётко не озвучивались. Практика Ленобласти, где компании заставляют работать вскладчину, скидываясь пропорционально объёмам проектов, в Петербурге не применялась.
В 2017 году на рынке возникла идея уравнять все компании, создав фонд социальной ответственности застройщиков, учредителем которого мог бы выступить город. Предполагалось, что в него будут перечисляться средства за каждый возводимый метр жилья и они в итоге пойдут на обеспечение новых проектов необходимой инфраструктурой. Власти в лице вице–губернатора Игоря Албина с предложением согласились, но начали торг о цене. Звучали варианты в диапазоне от 4 тыс. до 25 тыс. рублей за 1 м2. В итоге к середине 2018–го сошлись на 6 тыс. рублей. В конце 2018–го Игорь Албин покинул Смольный, после чего идея с фондом была похоронена.
При этом дефицит соцобъектов в городе накопился большой. Так, в начале 2021 года губернатор Александр Беглов заявлял, что до 2024 года в Петербурге необходимо построить 386 новых объектов инфраструктуры общей стоимостью 219 млрд рублей. Среди них 184 детских сада на 35 400 мест, 95 школ на 84 300 мест и 47 объектов здравоохранения на 13 тыс. посещений в смену.
В государственные программы включены 144 объекта общей стоимостью 114 млрд рублей.
На остальные денег в казне нет. Кроме того, городу нужны средства на развитие транспортной инфраструктуры — 420 млрд рублей, на модернизацию тепловых сетей и источников — 393 млрд, систему водоотведения — 206 млрд, водоподготовки — 153 млрд.
Столичный путь
Было решено пойти по московской модели, где власти сами оценивают — нужен ли проект городу и если нужен, то в каком виде. Для этого в мае прошлого года была создана Градостроительная комиссия под председательством губернатора, куда входят представители всех городских комитетов. Цели комиссии — оценить градостроительный потенциал территорий, подлежащих развитию.
На деле власти как бы говорят застройщику: "Хочешь построить жильё — либо возводи социалку за свои и дари городу, либо жди, пока у нас найдутся деньги".
В формулировке "рекомендации комиссии" есть лукавство: пока девелоперы не подтвердят свои намерения (подписав с городом соответствующий договор), получить разрешение на строительство и начать реализацию проектов они не смогут.