Небольшие дизайн-студии по оформлению интерьеров и производители мебели переживают кризис из-за нехватки материалов и экономности заказчиков. Но будущее оценивают оптимистично.
За последнее время об уходе с российского рынка заявили уже многие иностранные компании, от которых зависела в том числе работа студий ремонта и дизайна интерьеров. Наиболее яркие примеры — финский производитель лакокрасочной продукции Tikkurila, производитель бытовой химии и товаров для ремонта Henkel. Довольно быстро выяснилось, что заменить их продукцию не так–то просто. Отечественных аналогов некоторых позиций практически нет.
Борьба с дефицитом
"Мы столкнулись с нехваткой фасадной краски для силикатного кирпича. В России есть заводы, производящие саму краску (Derufa, Caparol). Но в её составе присутствует калийное стекло, которое в стране не производится. Нам пришлось красить объект красками трёх разных производителей. А поскольку их составы отличаются, есть риск, что здание будет неравномерно выгорать на солнце", — поделился с "ДП" сооснователь и главный архитектор студии WRIGHT FORM Дмитрий Новиков.
Сложная ситуация с фурнитурой. "Рассчитывать на “автономное плавание” не получится. На смену европейским брендам скорее придут турецкие и южноазиатские. Очень интересны и недооценены пока производители из Вьетнама. Стоит отметить, что в нашей индустрии пока в принципе мало знакомы с Азией. Тем не менее без импорта не обойтись", — говорит организатор отраслевых круглых столов и конференций Игорь Сагалов. Он считает, что в новых условиях стоит в первую очередь стараться заместить дизайнерские и маркетинговые шаблоны: в интеллектуальной сфере российские компании достаточно долго шли по пути копирования. "Простое повторение образцов — хороший промежуточный этап развития отрасли. Сейчас есть шанс найти свой стиль и нащупать более логичные и эффективные способы коммуникации с потребителем. Нашему характеру и интеллекту это удастся сделать быстрее. А петли и ручки можно пока и привозить некоторое время", — добавляет он.
К счастью, не все необходимые дизайнерам и проектировщикам материалы сейчас в дефиците. Как отметил Игорь Сагалов, неплохо обстоят дела с деревом и продуктами его переработки, а также со стеклом. Частично импортозамещение произошло в сфере производства напольных покрытий.
В апреле остро стоял вопрос с клеем, лаками, маслами для паркета, которые гораздо проще было заказать, например, в Германии. Но спустя несколько месяцев представители бизнеса решили пробовать изготавливать их самостоятельно. "Активность стали проявлять технологи, которых в России немало. Тем более рецептура необходимых нам материалов известна. За 2–3 месяца произошло замещение некоторых продуктов, но новые бренды пока не на слуху. К нам продукция пока поступает в белых банках, в розницу её ещё не продают", — поделился генеральный директор компании "Азбука пола" Сергей Антонов. Он обращает внимание, что с началом февральских событий древесина и фанера выросли в цене, но сейчас постепенно возвращаются к прежней стоимости. Отчасти на удешевлении сказался тот фактор, что раньше дерево отправляли в Европу, где из него изготавливался паркет, который затем продавали обратно в Россию. Теперь это звено исчезло, и поставщики начинают снижать цены.
Время для креатива
Мебельщики тоже ищут замену привычным технологиям и материалам. Производители дизайнерских кресел и стульев среднего ценового сегмента из Lavrentev studio разрабатывают модели с использованием металла. "Это будет не просто замена дубовых ножек на металлические. Это будут такие модели, где опоры — в виде гнутых металлических труб. Также мы удлиняем цикл переработки, чтобы сделать его более выгодным. Изготавливаем пресс, за счёт чего сможем использовать не фанеру для спинок, а шпон. Это даст возможность делать элементы мебели с отделкой: например, наружную изогнутую часть спинки из шпона ореха. Сейчас такие стулья везут из Турции и стран ЮВА. Мы принципиально не покупаем “полуфабрикаты”, хотя на рынке есть игроки, которые собирают свою продукцию из них", — рассказал управляющий партнёр Lavrentev studio Александр Саяпин.
По словам Саяпина, импортозамещение в мебельном производстве стали применять ещё в 2014 году, когда рынок впервые столкнулся с санкциями. Тогда на рынок вышло немало компаний по производству мягкой мебели, которые стали предлагать замену товарам из Европы. Однако провести полную замену импортных материалов не удастся. Например, ткань для изготовления кресел и стульев вся импортная, её в Lavrentev studio закупают в Турции и Китае. Дмитрий Новиков из WRIGHT FORM отмечает, что в последнее время поставки диванов и кресел затягиваются, потому что производители дольше ждут ткани. Задержки могут составлять до нескольких недель.
Поумерили аппетиты
На фоне кризиса у проектных организаций снизился спрос. В Ассоциации дизайнеров интерьера это связывают с повышением ипотечных ставок, а также боязнью людей тратить деньги в условиях неопределённости. Однако спрос у дизайн–студий и производителей мебели не сойдёт на нет, уверены эксперты, с которыми пообщался "ДП". Отчасти это связано с активным строительством в 2021 году. Сергей Антонов из "Азбуки пола" обращает внимание, что в прошлом году люди вкладывались в строительство коттеджей в Ленобласти. Это привело к росту спроса на внутреннюю отделку.
Производители мебели отмечают тенденцию к экономии, причём даже среди покупателей премиум–сегмента. Как сообщила руководитель компании "Студия сна" Мария Семёнова, часто люди заказывают проекты у дорогих именитых дизайнеров и готовы платить за них деньги. Однако потом, обращаясь в магазин, они просят заменить предметы интерьера на схожие, но более дешёвые.
Тем не менее, по мнению Игоря Сагалова, будущее выглядит скорее оптимистично: государство поддерживает стройку как стратегическое направление. А значит спрос на мебель и дизайн–проекты сохранится, это мотивирует предпринимателей. "Я вижу десятки стартапов. Из ниши “экономного no name” или “кастомного премиума” можно шагнуть в любом направлении: от массмаркета до премиум–сегмента. Кстати, и там и там сейчас можно совершить передел рынка — меняются не поставщики, а ментальность и образ мысли. Премиуму нужны местные имена предметных дизайнеров. А Петербург всегда оставался городом, где, выбирая между “торговать” и “производить”, останавливались на втором пункте", — поделился он своим видением.
У новичков на этом рынке есть свои риски. По словам Сагалова, сиюминутная суета из–за роста продаж (кратковременного естественного роста, а не добытого своими новациями и сервисом) часто отвлекает производителей от главного — улучшения своего продукта. Есть много примеров фирм, которые закрылись, не справившись с ростом спроса, а не из–за его отсутствия.