Лизингодатели рассчитывают на восстановление рынка к концу года благодаря спросу на подержанную технику.
Минувший год оказался самым рекордным в истории современного лизинга. По разным оценкам, по объёмам нового бизнеса (профинансированные сделки) он вырос не менее чем в 1,6 раза, превысив 2,3 трлн рублей в целом по стране. На Петербург пришлось 10% этой суммы. Первоначальный прогноз на 2022 год предполагал продолжение столь же успешного для компаний тренда, в том числе благодаря инфраструктурным проектам и обновлению парка автотехники.
Импортозамещение поддержит
Наибольший вклад в прирост рынка в 2021 году внесли сделки в авиализинге, отмечалось в иссследовании "Эксперт РА". Но весной 2022 года компании столкнулись с необходимостью поиска новых источников финансирования, а также новых поставщиков техники.
Как отмечают опрошенные "ДП" эксперты, если в мае о ситуации можно было говорить исключительно в пессимистичном ключе, то с началом лета в оценках перспектив отрасли появились слабые ростки оптимизма.
Читайте также:
Финансы
Лизинг идёт на рынок облигаций
"После спада в феврале–апреле к июню ситуация постепенно восстановилась. По итогам первых 6 месяцев мы видим незначительное снижение, на 10–12%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", — рассказывает Андрей Волков, руководитель дирекции стратегического маркетинга и цифровых технологий продаж ООО "Балтийский лизинг".
Сокращение количества новых сделок было вызвано падением спроса — потенциальные лизингополучатели приостановили заключение новых сделок на фоне резкого повышения ключевой ставки ЦБ РФ в марте. Как следствие, ставки выросли и для получателей, и для самих лизинговых компаний, не входящих в банковские группы. Сказалось и прекращение поставок импортной техники — как из–за разрыва логистических цепочек, так и из–за прекращения сотрудничества иностранного производителя с российским потребителем.
С другой стороны, пересмотр тарифов по действующим контрактам позволил компаниям увеличить объём своих портфелей (остаток лизинговых платежей к получению). А пересмотр поставщиков позволил создать задел для будущего роста.
"Падение нового бизнеса в определённых сегментах связано со сложной внешнеполитической ситуацией, которая повлияла на рост цен на предметы лизинга, что, в свою очередь, сказалось на спросе в данном сегменте, — говорит Евгений Марков, руководитель отдела развития ЗАО ЛК “Роделен”. — Объём нового бизнеса у нас за первое полугодие сократился на 18%, при этом портфель вырос на 14%". По оценке эксперта, в числе наиболее заметно просевших сегментов по итогам первого полугодия — грузовой транспорт (в 3 раза), строительная и дорожная спецтехника, а также недвижимость (в 2 раза).
Лизингодатели столкнулись с невозможностью поставок импортной техники, но уже сегодня сумели переориентироваться на поставщиков из других стран. Поддержать лизинг может увеличение сделок в сегментах грузовой, строительной, строительно–дорожной и спецтехники.
"Актуальность спроса обеспечивается наличием контрактов у наших клиентов на реализацию инфраструктурных, автодорожных, строительных проектов. Недостатка в технике мы не видим: клиенты приобретают в лизинг как отечественный, так и китайский автотранспорт, — объясняет Максим Калинкин, глава группы “Газпромбанк Лизинг”. — В сельскохозяйственном сегменте лизинг продолжает быть одним из лидеров среди финансовых инструментов, поскольку доля отечественной техники и производства дружественных нам стран всегда преобладала над западной и европейской".
Наиболее перспективными для восстановления рынка лизинга сегодня стали те направления экономики, в которых в ближайшее время будет происходить переориентация на внутреннее производство.
"Рост нового бизнеса связан с сегментами, которые, по прогнозам, будут развиваться", — говорит Марков.
По его данным, это оборудование для пищевой промышленности (рост в компании по итогам полугодия в 6 раз) и медоборудование (в 21 раз).
Забытое старое
Лизинговые компании ждут импульса от различных госпрограмм по поддержке отрасли и законодательных инициатив. Так, в первом полугодии Минпромторг России возобновил программу льготного лизинга "Автопром" (по оценкам экспертов, она поможет заключить сделки в объёме до 24 тыс. машин).
"Также в числе мер поддержки лизингополучателей и стабилизации рынка принят законопроект относительно досрочного выкупа предмета лизинга без пени и штрафов, — поясняет Калинкин. — Таким правом могут воспользоваться все, у кого изменился лизинговый платёж из–за повышения ключевой ставки".
"Мы бы отметили решение ЦБ РФ отложить обязательную процедуру направления кредитной истории по лизингополучателям в бюро кредитных историй, — рассуждает Марков. — Это трудоёмкий и дорогостоящий процесс, к которому не все участники рынка были готовы в сложных условиях".
Другая ниша для развития — подержанная техника. "Лизинговые компании активизировались на рынке бывшего в употреблении имущества, в этом направлении улучшаются условия со стороны лизингодателей, — отмечает Волков. — По нашим внутренним данным, доля такого имущества за 6 месяцев 2021 года составляла порядка 6%, по итогам января–июня 2022 года — 11,5%, рост почти в 2 раза".
"Мы предполагаем, в ближайшее время будет востребован возвратный лизинг и лизинг бывшей в употреблении техники из–за отсутствия новой иностранной, — считает Марков. — Отечественные производители будут не способны в полной мере обеспечить рынок нужными товарами".
По его словам, в целом ожидается рост рынка, но нехватка качественных предметов лизинга будет являться сдерживающим фактором.
"Безусловно, по итогам года общий рынок лизинга не достигнет прошлогодних объёмов, но мы полагаем, что наша компания приблизится к результатам 2021–го. В Петербурге в отдельных сегментах отмечаем рост, например в деревообработке и полиграфии", — резюмировал Волков.
“
Сейчас происходит замещение автотранспорта и техники европейских, корейских и японских марок китайскими марками. И хотя пока потребители ведут себя осторожно по отношению к новым для себя маркам, уже по результатам июля–августа мы видим стремительный рост спроса. По итогам года прогнозируем увеличение продаж и выход на рынок новых китайских производителей. Также наблюдается рост продаж в сегменте лизинга металлообрабатывающего оборудования.
Дмитрий Албегов
руководитель группы оборудования и спецтехники ООО "Интерлизинг"
“
В Петербурге и Ленобласти динамично развивается сегмент спецтехники. За 7 месяцев его объём в нашей компании вырос на 71% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Мы наблюдаем увеличение спроса на строительную технику отечественного и китайского производства, в основном на самосвалы. Это объясняется тем, что с российского рынка ушла "большая семёрка европейских марок" (Volvo, MAN, Scania, Mercedes, DAF, Iveco и Renault). Также отмечаем увеличение спроса на б/у технику европейских марок. За январь–июнь текущего года доля б/у техники от всех продаж грузовой, специальной техники и самоходных машин выросла до 17%.
Артём Киселёв
директор по продажам продуктов автолизинга ГК "ВТБ Лизинг"