Экономисты зафиксировали парадоксальный эффект в сфере потребительского поведения граждан России во втором квартале 2022 года: одновременно возросла и норма потребления (как естественный результат скачка ажиотажного спроса) и норма организованных сбережений. К такому выводу пришли аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного планирования (ЦМАКП) в обзоре "Анализ макроэкономических тенденций", опубликованном на сайте ЦМАКП.
В нём отмечается, что норма организованных сбережений граждан во вкладах стала результатом адаптации населения к новым условиям. "Если в первом квартале население "выходило" из сбережений в пользу наличных рублей и валюты, то во втором — на фоне стабилизации курса и повышения ставок, похоже, вернулось к традиционному сбережению", — говорится в обзоре. В третьем квартале текущего года, когда ставки стали падать и наметилась тенденция к ослаблению рубля, норма сбережения, видимо, упадёт, что дополнительно поддержит потребление, прогнозируют аналитики ЦМАКП.
Первые признаки роста потребления появились уже в августе, пишет "Коммерсант". По данным Сбериндекса, фиксирующего покупки по картам Сбера, расходы россиян на товары и услуги за неделю с 15 по 21 августа увеличились в номинальном выражении на 8% год к году против 6% и 5,8% в предыдущие две недели. Это отчасти объясняется подготовкой к новому учебному году, так как заметный скачок спроса зафиксирован на канцтовары, одежду и обувь.
"Впрочем, о восстановлении спроса речи пока не идёт, и риски ухудшения ситуации с занятостью и доходами граждан уже этой осенью никуда не делись", — отмечает издание.
После начала специальной военной операции (СВО) РФ по освобождению Донбасса в феврале–марте, в период ажиотажного спроса, ретейлеры убирали промоакции, потому что нужно было сохранять товар на полках. Сейчас ретейлеры возвращаются к привычным промоакциям, но их приходится запускать на фоне серьёзного падения спроса, писал "Деловой Петербург".