Несмотря на важность охраны окружающей среды у введения отдельной дисциплины "Экология" в обязательную программу есть как сторонники, так и противники. Причём позиции обеих сторон достаточно аргументированны.
Записать на подкорку
За введение обязательных уроков экологического образования ратует, например, Общественная палата РФ и многие общественные организации. Их аргументация строится на необходимости развития экологического сознания через понимание механизма взаимодействия человека и природы, а также приобретение осознанной практики бережного природопользования. По идее общественников, такие уроки будут сказываться на мышлении и поведении будущих экологически активных граждан, приведут к положительному экономическому эффекту от вторичного использования отходов. В перспективе люди станут ответственнее относиться к вопросам сохранения природных экосистем, обеспечения качественной питьевой водой, местами для купания. В конечном итоге всё это приведёт к оздоровлению нации. Ведь состояние окружающей среды оказывает значительное влияние на иммунитет и заболеваемость граждан. Казалось бы, убедительно.
Однако представители власти не торопятся вводить новой предмет. Вице–премьер РФ Виктория Абрамченко на Всероссийском студенческом форуме "Экология", прошедшем в мае этого года в Вологодской области, заявила, что не считает необходимым запуск таких уроков в школах. Вторят ей и многие другие государственные деятели, причём их позиция тоже достаточно логична.
Уже изучают
Экология, по сути дела, является междисциплинарной отраслью знаний. Экологическая тематика и так присутствует на уроках химии, биологии, географии. Логика противников нового предмета в том, что его создание приведёт к дублированию материала на разных уроках либо искусственному вычленению экологической тематики из других курсов, что нарушит логику изложения материала.
Например, изучать на химии только механизм химического процесса, а на экологии говорить о самих веществах, какие из них вредные, а какие нет? Но любые химические соединения при превышении предельно допустимых концентраций в воде или воздухе представляют опасность. И также само собой разумеется, что без химических производств невозможно существование современного общества и что любое производство должно осуществляться без ущерба для окружающей среды. По сути от собственно экологии тут только требование соблюдать стандарты и нормативы, всё остальное чистая химия.
То же самое с биологией. Канцерогенные вещества вызывают мутации, но описание процесса мутации — это предмет биологии, а от экологии на уровне школьной программы опять же требуется немногое, в основном практические советы не мусорить и не дышать дымом от горящих отходов. Даже такая "сугубо экологическая тема", как очистные сооружения, — это в большей степени вопрос химических превращений, чем необходимость убеждения слушателей в их необходимости.
Экология — это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой. Таким образом, сначала детям нужно получить базовые знания по стандартным предметам и только потом, уже понимая суть природных явлений, рассматривать их в рамках комплексного подхода. Поэтому очевидно, что серьёзно заниматься экологией можно либо в старших классах на факультативных занятиях, либо уже в вузе.
Глубокие знания
Стоит сделать акцент, что экология как наука намного сложнее, чем кажется многим, и её изучение — удел уже образованных людей в вузе. Детям ещё трудно проникнуться сложностью взаимосвязи явлений, и они мыслят категориями "дым идёт из трубы, и нарушается экология". Беспокойство за природу, конечно, хорошо, но не все взрослые и даже многие общественные деятели от экологии не способны выйти за границы этой формулы. Это вопрос восприятия и в не меньшей степени зрелости мышления, основанной на глубоком знании многих наук. Люди советской эпохи смотрели на заводской пейзаж из фильма "Весна на Заречной улице" с восхищением, сейчас на подобное смотрят с ужасом, в то время как истина, как всегда, находится посередине. Как объяснить это ребёнку?
А значит, начинать обучение с экологической диалектики в детском возрасте опасно, так как это может породить экологический нигилизм. Поэтому школьникам нужен не столько предмет "Экология", сколько экологическое просвещение как форма активного познания мира и выстраивания поведенческой модели во взаимодействии с окружающей средой. То есть экологическое просвещение в рамках других предметов, внеклассной работы и общественных мероприятий.
Обучение по профилю
В настоящий момент экологическая повестка, будучи формально факультативной, зависит от традиций учебных заведений и личности её руководителей. Например, московская школа №446 имеет профильные экологические классы с 70–х годов прошлого века. Во многих школах проводятся уроки по "экологической тематике", субботники, издаются стенгазеты. Есть формат создания школьных лесничеств или взаимодействия с вузами, куда ученики классов с углублённым изучением данной тематики поступали на приоритетных началах.
В целом в мире экологической тематике отводится достаточно значимое место. Однако стоит отметить, что сравнивать отечественный и иностранный опыт не всегда корректно из–за методологической разницы организации учебного процесса. Система государственного образования или развитая система частных образовательных учреждений — это принципиально разные системы подачи информации.
Да, предмет "Экология" есть не во всех школах, зато Федеральный государственный образовательный стандарт уже давно требует развития экологической культуры у школьников. Беречь природу учили ещё в советских школах, только тогда это не обозначалось современным термином. Один этот факт уже свидетельствует, что дискуссия о введении нового предмета во многом имеет терминологическую, а не фактурную природу, ведь необходимость воспитания бережного отношения к природе никем не оспаривается. Вопрос только в формате процесса — нужен для этого отдельный предмет или нет.