По мнению администрации Петербурга, ларьки с прессой торгуют не тем, чем надо. Если получится — под контроль попадут и все остальные тоже.
Власти объявили, что до конца 2023 года установят 301 газетный киоск, из них 30–40 торговых точек должны появиться уже в этом году. Этот вопрос прорабатывает рабочая группа из представителей комитетов по промышленной политике и по печати и Ассоциация издателей и распространителей "Балтийская пресса".
Сейчас этот рынок находится не в лучшем состоянии, новые игроки не приходят, свои позиции стараются сохранить "Первая полоса", "Кардос", точки Союза издателей и распространителей.
Безнаказанно длительное время
"Киоски, которые много лет продавали прессу, сейчас задействованы под продажу овощей и фруктов, — сказал “ДП” Андрей Новиков, председатель правления “Балтийской прессы”. — Это большая проблема прежде всего для крупных популярных общественно–политических изданий и телегидов. По факту в таких точках продажи периодики не ведётся: там лежат несвежие газеты и журналы, тираж теряется. Задуманный пилотный проект может упорядочить эту систему".
В отличие от Москвы, в Петербурге в газетных киосках разрешена торговля непрофильными товарами, но соотношение печатной и дополнительной продукции должно составлять 70 на 30. На деле в более трети из них продают всё что угодно, кроме прессы, заявила "ДП" Елена Чуркина, заместитель генерального директора ООО "Ника", одного из распространителей газет.
"Недобросовестные предприниматели получают земельные участки без аукциона и пользуются льготами социального бизнеса. В частности, объекты могут размещаться вблизи метро и на остановках общественного транспорта, такие условия лишь усиливают спекулятивный интерес к участкам, выделенным городом для реализации прессы", — подчеркнула она.
Такая возможность появилась благодаря существующим правилам предоставления участков под ларьки (нестационарные торговые объекты, НТО). Право на размещение НТО без проведения аукциона предоставляется первому подавшему заявку на заключение договора. "Таким образом, любая организация, в том числе не имеющая никакого отношения к реализации прессы, может получить участок и заниматься там любым видом деятельности безнаказанно длительное время", — говорит Чуркина.
Существование проблемы подтвердил председатель комитета по печати Владимир Рябовол.
"Я бы не обобщал, что этим занимается всё предпринимательское сообщество. Определённые нарушения есть, за ними пристально ведётся контроль несколькими комитетами, в том числе нашим. Все нарушения пресекаются, недобросовестные операторы штрафуются. И как раз мера по установке новых павильонов направлена на то, чтобы минимизировать все злоупотребления в этой области, а все процедуры сделать более прозрачными", — заявил он "ДП".
Мер в отношении "псевдораспространителей", принимаемых властями, недостаточно, считает Елена Чуркина. Проверка конкретного ларька осуществляется только после обращения по нему, а если факт нецелевого использования подтверждается, начинается претензионно–исковая работа со стороны комитета имущественных отношений, которая может затянуться до года и более.
Расторгнут быстро
Суть новой идеи в том, что комитет по промышленной политике планирует закупить павильоны площадью 15 м2 (больше, чем обычные киоски). Помещения передадут в управление Центра развития и поддержки предпринимательства, который проведёт конкурс и заключит договор с профессиональными распространителями, основная сфера деятельности которых — продажа печатной продукции. Карту размещения киосков определит рабочая группа.
"Это будет не просто договор на использование каких–то квадратных метров земли, а договор на работу в готовом павильоне, — рассказал “ДП” Владимир Рябовол. — В случае нарушения к недобросовестным предпринимателям будут применены совсем другие санкции. Сроки расторжения договора составят несколько дней. Процедура будет проходить проще, так как само имущество будет принадлежать не частному оператору, а городскому".
"Результат реформы НТО будет зависеть от условий проведения конкурса и предъявляемых требований к претендентам. Ассоциация издателей и распространителей “Балтийская пресса” направила в комитет по промышленной политике свои предложения по критериям конкурсной оценки, требованиям к претендентам и формированию начальной стартовой цены", — заявила Елена Чуркина.
Как в столице
В планируемой реформе Петербург учитывает московский опыт. Как рассказал "ДП" Максим Литвинов, заместитель генерального директора столичной ГК "Кардос", суть московской реформы состояла в том, что вместо частных киосков городские власти за свой счёт закупили новые и создали казённое предприятие "Мосгорпечать". Ему передали управление всей сетью, после чего объявили конкурс на право осуществления торговой деятельности в этих киосках. При этом заявки принимались только от профессиональных дистрибьюторов прессы. Однако даже с учётом льготного коэффициента начальная стартовая цена лотов оказалась слишком высокой.
"Сама по себе новая концепция системы распространения прессы в столице создавалась фактически с нуля. Но другого способа лавинообразной замены нескольких тысяч старых киосков прессы на новые и современные не было. В связи с тем что времени на оценку возможных мест дислокации было крайне мало, её качество оставляет желать лучшего. Киоски располагались зачастую исходя из простоты и удобства проведения к ним линий электроснабжения или некоего желания муниципалитетов. В результате была потеряна часть раскрученных и удобных именно для жителей мест. Поэтому на сегодня в Москве нерентабельными и, соответственно, невостребованными у предпринимателей остаются порядка 30% киосков", — подчеркнул Максим Литвинов. Он советует Смольному не спешить и скрупулёзно оценить действующую дислокацию и потенциал перспективных мест.
"Выражаю последнюю надежду, что в процессе реализации пилотного проекта на базе киосков по продаже прессы администрация города не только решит проблему нецелевого использования, но и сохранит систему распространения печатных СМИ. Добросовестные компании–распространители продолжают надеяться на нормативную возможность увеличения площади своих работающих объектов в среднем до 15 м2 и допустимой доли дополнительного ассортимента до 50%", — отметила Елена Чуркина.
Хочется пожелать удачи
Киоски с прессой станут пилотным проектом для дальнейшей реформы системы НТО, отмечает Чуркина. После анализа полученных результатов такой опыт хотят распространить и на ларьки, торгующие другими видами товаров.
Союз малых предприятий Петербурга знает о нависшей над частными ларьками угрозе. "По моим сведениям, заменят не все киоски: должны остаться действующие и появиться новые. Есть иллюзия, что это простой бизнес, но это не так. Хочется пожелать городу удачи, но уверен, что это не будет просто. Крайне губительная вещь — заменить все киоски, это большой ущерб для рынка. Конкуренцию нужно развивать, а не запрещать", — заявил председатель совета союза Владимир Меньшиков.
По словам Владимира Рябовола, "первая, пилотная часть проекта не коснётся установленных павильонов с действующими договорами. Он будет реализован на свободных местах, поэтому никакого сноса НТО, установленных на законных основаниях, не планируется". Однако любой законный ларёк, если не продлевать договор аренды земли под ним, скорее рано, чем поздно потеряет статус установленного на законных основаниях.