Финляндия перестала закупать не попавшие под санкции ЕС удобрения из РФ

Автор фото: Сергей Ермохин

Финляндия продолжает отказываться от целых категорий товаров из РФ — в том числе и тех, которые не попадают под жёсткие санкции Евросоюза.

Финляндия планомерно сокращает торговые связи с Россией после обострения кризиса на Украине. По предварительным данным финской таможни, в июле из России в Суоми почти остановился поток сельхозпродукции, чёрных металлов, меди — это последствия вступивших в силу в середине лета отложенных мер из пятого санкционного пакета ЕС.
Если вплоть до мая объём финского импорта сельхозтоваров из РФ держался в районе 8 млн евро в денежном эквиваленте, то в июне снизился уже до 3,4 млн евро, а в июле — до 0,1 млн евро, то есть до значений в пределах математической погрешности по сравнению с докризисными. Похожая ситуация с железом и продукцией чёрной металлургии — санкции на данную категорию товаров вступили в силу 10 июля. Если в январе Финляндия покупала в РФ железа и стали на 41,6 млн евро, то в июле — только на 500 тыс. евро. Окончательно прекращён импорт меди и изделий из неё.
Примечательно, что Финляндия также отказалась от российских удобрений. В январе Хельсинки закупили их в РФ на 30 млн евро, к концу апреля объём поставок сократился уже до 0,4 млн евро, а в июле обнулился полностью. К слову, поставки удобрений не попадают под санкции ЕС. С 10 июля их импорт из России регулируется квотами — во избежание ввоза белорусской продукции.
"В отличие от ЕС, Россия сама ввела ограничения на экспорт удобрений", — говорится в пояснительных документах Еврокомиссии (имеются в виду российские квоты на вывоз удобрений за рубеж).
Хотя удобрения из РФ и Белоруссии покрывали порядка половины потребностей сельского хозяйства Финляндии, альтернативные поставщики могут удовлетворить спрос такого сравнительно небольшого рынка.
Как объясняет независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, хлористый калий может поставлять немецкая K+S AG, фосфорные удобрения — марокканская OCP Group, также какие–то объёмы может предоставить Yara International.
При этом так или иначе образуются дополнительные логистические издержки. И если поставки, например, с немецких или норвежских заводов не сильно затруднительны, то вот товар из Марокко в пути может ощутимо добавить в цене из–за возросших за последний год почти в 2 раза ставок морского фрахта.
Также Леонид Хазанов отмечает, что санкции оказывают негативное влияние не только на сельское хозяйство, но и на химическую промышленность, и приводит в пример остановку производства на заводе удобрений Yara International в финском городе Кокколе.
"Yara покупала хлористый калий (в РФ. — Ред.) и использовала на своём заводе для производства сульфата калия. После того как она прекратила закупки, остановилось и производство сульфата калия — предприятие закрылось", — объясняет эксперт, отмечая, что для отечественных компаний потеряны мизерные объёмы экспорта, которые в масштабе не особо заметны.