Онлайн–кинотеатры теряют деньги и аудиторию из–за невозможности показывать как премьеры, так и старые фильмы, на которые истекают лицензии. Освободившуюся нишу могут занять пираты.
В этом году рост рынка онлайн–кинотеатров сильно замедлился по сравнению с прошлым. Рынок покинули несколько крупных зарубежных игроков, например Netflix и Megogo, занимавшие 4–е и 5–е места. А сохранившиеся онлайн–кинотеатры из–за проблем с дистрибуцией не только лишились громких премьер, но и оказались вынуждены убирать из каталогов даже давно вышедшие зарубежные фильмы и сериалы.
Медленный прогресс
Уход с российского рынка Warner Brothers, The Walt Disney, Paramount и Sony оставил без премьер и новых релизов как обычные кинотеатры, так и российские стриминговые сервисы, которые бурно развивались последние годы.
Генеральный директор информационно–аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков отмечает, что сейчас в онлайн–кинотеатрах стало гораздо меньше контента. Голливудских новинок нет, а фильмами и сериалами из Кореи и Индии всё это не заместить.
"Пользователи, с одной стороны, стали более тщательно выбирать онлайн–кинотеатр, экономя деньги. А с другой стороны, это одна из немногих оставшихся возможностей времяпрепровождения, поскольку репертуар офлайн–кинотеатров также лишён голливудских премьер", — подметил он.
По словам эксперта, по итогам первого полугодия 2022 года рынок легального онлайн–видео в России составил 25,9 млрд рублей против 24,7 млрд за этот же период в 2021 году. По итогам года в лучшем случае рост по отношению к прошлому году может быть до 5%.
"ТМТ Консалтинг" в своём исследовании также фиксирует замедление темпов роста рынка. В первом полугодии 2022–го объём российского рынка неоператорских VoD–сервисов вырос на 29%, до 25,6 млрд рублей, тогда как в первом полугодии 2021–го рост рынка составил 52%.
Доходы отрасли, полученные от пользовательских платежей, в этом году были на уровне 23,2 млрд рублей. Реклама принесла 2,4 млрд рублей.
По итогам первого полугодия на рынке сменился лидер: вместо сервиса IVI (доля рынка по выручке — 22%) им стал "Кинопоиск" с долей рынка 24%. На третьем месте оказался Okko (14%), четвёртая строчка у сервиса Amediateka (7%), замыкает пятёрку лидеров more.tv (6%).
"Доходы “Кинопоиска” по сравнению с первым полугодием 2021–го выросли вдвое. Количество часов смотрения в июне 2022 года в 2,5 раза превысило показатели годичной давности", — отмечается в исследовании.
В пресс–службе сервиса PREMIER рассказали, что платящая аудитория сервиса за первое полугодие выросла в 2 раза и достигла 2,1 млн пользователей.
"PREMIER не сидит на игле зарубежного контента. Мы производим собственные оригинальные проекты, число которых растёт год от года. И мы планируем наращивать производство. Наша аудитория приходит в первую очередь за эксклюзивными проектами. Поэтому интерес к подписке на наш сервис с уходом зарубежного контента не снижается, а, напротив, растёт", — утверждают в компании. Помимо этого сервис добавляет в библиотеку популярные турецкие сериалы, корейские дорамы и т. д.
Сегмент операторских VoD–сервисов вырос более значительно. Крупнейшими игроками здесь являются Wink ("Ростелеком") и Kion (МТС). В исследовании "ТМТ Консалтинг" отмечается, что объём их доходов вырос на 46% по сравнению с первым полугодием 2021–го, до 7 млрд рублей.
Генеральный директор ассоциации "Интернет–видео" Алексей Бырдин подчёркивает, что невыход киноновинок в прокат не прибавил зрителей в онлайне, тем более что они не вышли и в сервисах тоже. Проблемы с новым иностранным контентом крупнейших американских студий, разумеется, есть. Но некоторые громкие премьеры всё же успешно состоялись, например первые серии "Дома дракона" из вселенной "Игры престолов" только что вышли в Amediateka и у их партнёров. "В целом основной упор сейчас будет сделан на новый оригинальный отечественный контент, а также фильмы и сериалы из Азии", — уточняет он.
Прав не хватило
Из онлайн–кинотеатров также стали пропадать старые релизы популярных фильмов и сериалов. В том числе имеющих огромную армию фанатов. Например, ранее СМИ сообщали, что для пользователей отдельных сервисов оказались недоступны сериал "Друзья", фильмы "1+1", "Интерстеллар", "Властелин колец", "Маска".
Алексей Бырдин объясняет, что некоторые сервисы не смогли продлить контракты с западными студиями. Но это не значит, что фильмы исчезли отовсюду и навсегда. Вполне возможно, что они доступны в других сервисах.
Денис Кусков добавляет, что когда заканчивается лицензия на показ той или иной картины, то её убирают из библиотеки. Но представители сервисов стараются сразу уточнять возможность продления лицензии и, пока идёт процесс согласования, оставляют эти фильмы в доступе. Но если получают однозначный отказ, то убирают кинокартины со своих сайтов.
Онлайн–кинотеатры предоставляют сервис в различных странах и для получения права просмотра контента заключают лицензионные соглашения с правообладателями.
Старший юрист BIRCH LEGAL Алексей Дарков подтверждает, что зарубежные фильмы могут пропадать с сервисов онлайн–кинотеатров в связи с прекращением лицензионных отношений. Либо из–за истечения и непродления, либо в связи с досрочным прекращением таких лицензий.
Правообладатели могут потребовать удаления контента с площадок, если права на использование прекращены. Причём права пользователей онлайн–кинотеатров не могут считаться нарушенными, даже если они вдруг теряют возможность просмотра фильмов и сериалов, за которые платили деньги сверх стандартной подписки. Вне зависимости от "покупки фильма навсегда" или "проката фильма" пользователь получает лишь ограниченное право на просмотр фильма, которое зависит от действия лицензионного соглашения между самим сервисом и правообладателем.
"Успех онлайн–кинотеатров в России был вызван в первую очередь удобством сервисов и количеством качественного контента, скоростью его появления. Но пиратские сервисы достаточно быстро догнали официальные в части пользовательского опыта. Одновременно количество онлайн–кинотеатров активно росло, они начали конкурировать между собой, выпуская эксклюзивный контент только для собственных площадок", — говорит Алексей Дарков.
Он добавляет, что пиратские сервисы начали выступать агрегаторами всех популярных онлайн–кинотеатров, предоставляя контент всего мира по единой подписке, с минимальной задержкой и удобным сервисом. Поэтому сложно сказать, как изменится количество игроков на "пиратском рынке" именно из–за исчезновения контента из онлайн–кинотеатров. Но это точно не усилит позиции последних.