Рынок Петербурга всё больше привлекает ретейлеров из других регионов. При этом местные сети не выдерживают конкуренции и оказываются на грани закрытия.
Местный петербургский ретейл уже не первый год испытывает трудности и всё больше сдаётся под давлением крупных федеральных игроков, которые продолжают наращивать своё присутствие в регионе. Даже X5 Group, которая ещё в 2020 году превысила допустимую долю регионального рынка в 25%, после одобрения ФАС смогла приобрести компанию, управлявшую супермаркетами Prisma в Петербурге. Вместо финских магазинов теперь работают "Перекрёстки". ТД "Интерторг", "Оптоклуб Ряды", Like Market, "РиоМаг", Prisma — вот лишь часть закрывшихся за последнее время ретейлеров в Петербурге.
Премиальные потери
Сейчас эксперты рынка высказывают предположения, что у торговой сети "Лэнд" дела идут не лучшим образом. Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин сообщает, что торговые полки в оставшихся двух магазинах компании полупустые, а новые поставки прекращены.
Между тем в начале этого года генеральный директор сети Олеся Мальцева делилась амбициозными планами запуска магазинов малого формата с акцентом на собственную кулинарию. Позже в соцсетях компании появлялись сообщения о том, что планируются открытия в универмаге Au Pont Rouge на набережной реки Мойки, 73, и на Васильевском острове. Однако на деле сеть лишь закрывает один магазин за другим.
Параллельно с этим к компании продолжают поступать иски от контрагентов о взыскании задолженности по поставкам. Так, согласно данным "Контур.Фокус", к основному юрлицу ООО "ТК “ЛЭНД”" за последние 12 месяцев поступило 159 исков на общую сумму около 75 млн рублей. За тот же период к ООО "Лэнд 1" предъявили 72 иска на общую сумму около 25 млн рублей.
В офисе "Лэнда" не нашлось никого, кто смог бы оперативно прокомментировать "ДП" текущую ситуацию. По словам представителей компании, все ответственные лица в данный момент недоступны.
Михаил Лачугин считает, что в прошлом могли иметь место непродуманные попытки масштабировать сеть, когда открывались торговые точки в центре города. Также, по его мнению, не было внятной работы с ассортиментом, особенно в категориях "фреш" и "ультрафреш", за которыми покупатели в большей степени ходят в магазины этого сегмента.
Партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская замечает, что действительно у многих сетей, которые работают в премиальном сегменте, есть сложности. Ранее они боролись за покупателя с помощью уникального предложения. Преимущественно в этой роли выступали импортные товары.
Сейчас, с учётом особенностей логистики и ограничений, продолжать такую линию намного сложнее. А накручивать цены на товары, которые присутствуют в других сетях в более низком ценовом сегменте, было бы ещё более странно.
Наиболее вероятно, что сеть столкнулась с серьёзным снижением спроса на дорогие люксовые продукты. Руководитель Rusland SP Retail Александр Карпов также добавляет, что, возможно, локации были выбраны не совсем удачно.
"Помещения “Лэнда” могут быть интересны активно развивающимся крупноформатным “Перекрёстку” и “Ленте”. Насколько нам известно, площадка в универмаге у Красного моста пока вакантна, однако “Лэнд” находится в переговорах", — добавляет Карпов.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская предполагает, что, возможно, компания закроет большие супермаркеты, чтобы потом открыть новую сеть малого формата. А освободившиеся локации могут занять продовольственные ретейлеры, которым это интересно, — "Азбука вкуса" или специализированные сети (винные, эко и т. п.). Это уже произошло в случае с магазином "Лэнд" в ТК "Гарден Сити", который закрылся и июне этого года. Спустя непродолжительное время эти площади арендовала "Азбука вкуса". Михаил Лачугин также предполагает, что торговые точки "Лэнда" в случае закрытия могут быть интересны сети "Глобус Гурмэ" (если они запланируют вернуться в Петербург) или же Eurospar.
Дешевле — значит прибыльнее
Тем не менее в Петербурге продолжают развиваться несколько местных сетей. Например, "Вкустер", который расширился до 50 магазинов. За счёт хорошей работы с ассортиментом в городе популярна сеть "Сезон". В премиальном сегменте стабильно работают два супермаркета Super BABYLON. Сеть универсамов "Вместе" имеет в городе более 30 точек, однако они напоминают классические круглосуточные no name магазины, а не концептуальный ретейл. Никуда не собирается исчезать и одна из старейших местных сетей "Реалъ", которая имеет 77 точек в Петербурге и Ленобласти. В перспективе владелец сети планирует открыть и дискаунтеры.
Чаще всех торговые точки в регионе открывает "Семишагофф". На данный момент под этим брендом в Петербурге и Ленобласти уже работают 149 магазинов.
Михаил Лачугин предполагает, что "Семишагофф" активно расширяется, поскольку это классический дискаунтер, а такой формат сейчас крайне востребован. В сети также хорошо проработан ассортимент, выстроена коммуникация с покупателем. Ретейлер постоянно находится в поиске новых помещений.
Анна Синявская добавляет, что, учитывая текущую экономическую ситуацию, возможны любые варианты дальнейшего развития местного ретейла, включая и уход сетей с рынка: "Доходы сокращаются, тарифы и обязательные платежи растут, поэтому конкуренция за покупателя становится всё более жёсткой".
Несмотря на это, систематического сокращения числа продуктовых магазинов аналитики рынка недвижимости не наблюдают. Но наиболее активны сейчас такие крупные игроки, как X5 Group в формате "Перекрёстка", "Лента", "Магнит" (который включает "Дикси"), "Верный", "Реалъ".
По словам Александра Карпова, представители продуктового ретейла относятся к группе самых устойчивых арендаторов.
При этом эксперты рынка считают, что появление новых местных торговых сетей в ближайшее время маловероятно.