Распоряжением губернатора расширен функционал Единой карты петербуржца (ЕКП). Одновременно на финансовое сопровождение проекта из бюджета города была увеличена сумма расходов на 2023 и 2024 годы.
За текущий год городской бюджет потратит на процессную часть ЕКП (сопровождение проекта) 1,09 млрд рублей. Согласно госпрограмме "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт–Петербурга", в 2022–2027 годах на данный карточный проект предполагается потратить 6,62 млрд рублей. Именно в неё были внесены изменения распоряжением губернатора № 811, которые, с одной стороны, расширили функционал ЕКП без уточнения сроков внедрения, с другой — увеличили финансирование на 2023 и 2024 годы, по 10 млн на каждый период.
Сумма не включает затраты на содержание Санкт–Петербургского государственного казённого учреждения "Центр информационного сопровождения", ответственного за внедрение, сопровождение и развитие проекта ЕКП в Петербурге. Как следует из уточнённой сметы, в текущем году на деятельность чиновников выделено 109 млн рублей, всего за 5 лет на ГКУ будет потрачено 0,7 млрд.
Из текста постановления губернатора следует, что ЕКП будет дополнена новой возможностью: держатель карты сможет формировать в электронном виде социальные сертификаты на получение госуслуг в социальной сфере (всевозможные региональные пособия и выплаты). Также предусмотрено ведение реестра исполнителей таких услуг. Помимо этого будет возможность предоставления сведений об оказании социальных услуг на дому в соответствии с сертификатом. Весь этот функционал, по сути, уже доступен через федеральный и региональный порталы "Госуслуги", а также через электронные системы ПФР РФ. Вероятно, новая функция ЕКП просто станет ещё одним ключом доступа в системы.
Попытки внедрить новый функционал в ЕКП, с одной стороны, можно назвать грамотным поступательным развитием проекта. С другой — стремлением нарастить эмиссию, чтобы выполнить целевой показатель, утверждённый в госпрограмме.
Читайте также:
Общество
Единой карте петербуржца добавят новые функции
По итогам 2022 года проникновение карт ЕКП должно достигнуть 20,7% численности жителей Петербурга. По данным Росстата, на начало года в городе проживало 5,4 млн человек. Таким образом, за оставшиеся три с небольшим месяца до Нового года необходимо обеспечить выпуск не менее чем 1,117 млн карт. К 2027 году их должно быть уже более 1,9 млн. Все новации в функционал карты, а также расширение банков — участников проекта как раз и могут быть направлены на выполнение KPI. На сегодня доля ЕКП в общей эмиссии карт в городе не превышает 6%.
ЕКП как карточный социальный проект появилась в Петербурге в мае 2019 года. В него пригласили только три банка — ВТБ, "Санкт–Петербург" и Сбербанк. Летом текущего года к ним присоединился четвёртый игрок — Газпромбанк. Карта выпускается на базе платёжной системы "Мир", комиссия за обслуживание не взимается.
Подобные проекты реализуются в некоторых регионах РФ. Отличие от них петербургского в том, что оформить ЕКП может любой гражданин с российским паспортом вне зависимости от места регистрации — фактически получить карту может любой гость города, у которого есть пара недель на процесс оформления. Этот момент можно считать одной из лазеек, которая позволяет увеличивать эмиссию.
Помимо классического банковского платёжного сервиса ЕКП может содержать транспортное приложение ("Подорожник"), сведения о полисе ОМС и электронную цифровую подпись (ЭЦП). Последняя составляющая не стала популярной: по оценкам опрошенных "ДП" банкиров, всего этим функционалом пользуется не более 10% держателей. Косвенно в этом не виноваты ни чиновники из ГКУ, ни банкиры: государство на федеральном уровне второй год реформирует институт ЭЦП. Кроме того, чтобы подписывать картой документы, нужно приобретать дополнительное оборудование, которое оказывается дороже традиционной ЭЦП на другом носителе.
Не помогает популяризировать ЕКП и действующая скидка на оплату проезда в общественном транспорте. По последним актуальным данным Комтранса, в январе 2022–го количество проходов в метро по ЕКП составило 6,2% от общего числа пассажиров за месяц. По результатам прошлого года количество проходов в метро по ЕКП составляло 3,5%. Впрочем, столь низкий показатель может быть объяснён широким распространением льготных проездных билетов.
Точное количество действующих ЕКП в Петербурге неизвестно: чиновники и банкиры предпочитают говорить о числе принятых заявлений на выпуск, а не о фактически находящихся на руках. В апреле текущего года с привлечением первых лиц города и главы Сбербанка в СЗФО торжественно вручали подарки миллионному владельцу карты. В конце июля пресс–служба комитета по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП) распространила сведения, что за 7 месяцев принято 228 тыс. заявлений на выпуск и о совокупном объёме эмитированных с мая 2019 года 1,28 млн карт. Ни банки, ни представители власти не акцентируют внимание, что сроки действия карт изначально составляли 3 года, то есть у первых 200 тыс. держателей он истёк в мае–июне 2022–го. И они должны были обратиться за изготовлением новых. С другой стороны, в апреле, на фоне дефицита пластиковых болванок, было принято единогласное решение сделать карты бессрочными.
Другим функционалом ЕКП считается бонусная программа лояльности — при её оплате или предъявлении владелец карты может получить скидку или кешбэк. На текущий момент у ЕКП на сайте указаны 544 партнёра — магазины, аптеки, музеи, типографии и другие торгово–сервисные предприятия. Для сравнения: по карте жителя Москвы (которая доступна только жителям — представителям льготной категории граждан) число партнёров, предлагающих скидки, превышает 7,7 тыс. компаний.
Предметом особой гордости ЕКП стал проект "Городской диалог" — сбор мнений жителей города по актуальной повестке, например про обязательность школьной формы перед началом учебного года или уровень знаний налоговых вычетов. За прохождение каждого опроса начисляются баллы (по текущим на сегодня установлено вознаграждение в размере 20 баллов). Накопления предлагается обменивать в "Магазине поощрений", в котором доступно сейчас 81 предложение — от билетов в парки и музеи до аксессуаров для смартфонов. Минимальная сумма для обмена — 100 баллов, максимальная — 3,5 тыс. В среднем за месяц портал проводит не более восьми опросов.
Петербургская бонусная программа включает в том числе и предложения от действующей программы лояльности АО "НСПК", оператора платёжной системы "Мир". Местные чиновники позиционируют как собственное достижение и кешбэк в размере 4% от суммы оплаты коммунальных услуг и 1% — при оплате квитанций "Петроэлектросбыта" (по факту программа действует в большинстве регионов РФ). Столь же щедрый возврат в размере 1% летом стал предлагать и "Газпром — Межрегионгаз". Местная реформа по переводу части поставщиков из "розовой" квитанции в ПЭС и, как следствие, изменение сумм в квитанциях привели к сокращению кешбэков.
“
Платёжные технологии плавно откатились на несколько лет назад из–за введённых ограничений. Если раньше все сервисы акцентировали внимание на токенизации и любых видах бесконтактных платежей, то сейчас картина совершенно другая. Все вернулись к базовой технологии Paywave, Paypass. Но, несмотря на это, стоит выделить активно развивающуюся Систему быстрых платежей (СБП), которая плавно осваивает рынок. Также в интернет–эквайринге явный рост демонстрирует YandexPay, которому уход других бесконтактов явно оказался на руку. В целом количество предлагаемых клиенту способов оплаты товаров и услуг, как всегда в России, в полном изобилии, и уверен, что никаких особых изменений уходы альтернативных способов оплаты не повлекут. Проекты ЕКП, как и аналогичные в других регионах РФ, являются в первую очередь имиджевыми для региона и демонстрируют диджитализацию сервисов внутри, казалось бы, устоявшейся системы процессов обработки запросов граждан. С другой стороны, единое платёжное / идентификационное / оно же льготное средство в руках жителя города существенно упрощает жизнь, позволяя сократить путь оформления нескольких таких карт или средств. Очень важный вопрос в данном направлении — простота оформления такого средства, поскольку старшему поколению не совсем комфортно и не всегда понятно, как и что необходимо зарегистрировать и где, к примеру, пройти идентификацию.
Георгий Никонов
генеральный директор платёжного сервиса Vepay
“
Единую карту петербуржца в "Сбере" получили уже 850 тыс. человек. И динамика выдачи с начала проекта, а это уже более 3 лет, не снижается. Только в августе текущего года ещё 26 тыс. петербуржцев стали новыми держателями этой карты. Популярность объяснить легко: помимо стандартных характеристик, которые есть у обычных банковских карт, у нас ещё есть возможность получать и тратить бонусы "СберСпасибо". Да и в целом ЕКП помогает экономить: бесплатное обслуживание, скидки на транспорт и от партнёров проекта и так далее. Думаю, такой набор функций существенно отличает её от стандартной карты. Например, одним из главных факторов выбора ЕКП стала именно скидка на проезд в метро. Для кого–то важно, что карта работает на базе "Мира" и её удобно использовать для социальных выплат, а также можно получать кешбэк по разным программам. В 2022 году СЗФО — традиционно один из самых безналичных регионов страны. Жители всё больше предпочитают физическим деньгам различные варианты онлайн–расчётов. Например, сегодня с помощью наших сервисов безналично расплатиться в общественном транспорте можно во всех регионах Северо–Запада. По статистике "Сбера", в сутки в СЗФО совершается около 1 млн операций картами в оборудованных нашим эквайрингом автобусах, троллейбусах, трамваях. И Петербург — лидер по доле наземного коммерческого транспорта, работающего на таких современных решениях.
Александр Закурдаев
заместитель председателя Северо–Западного банка Сбербанка
“
Доля оплат с помощью ЕКП ощутимо выше, чем по стандартным картам. Благодаря программам кешбэка в августе по сравнению с апрелем на 20% выросли обороты в категории "коммунальные платежи", в частности по количеству транзакций в пользу ПЭС на 25%, газа — на 31%. Число клиентов, использующих ЕКП для оплаты в метро, увеличилось на 11%. Примечательно, что обороты по ЕКП за пределами РФ выросли в 9 раз. Они остаются сравнительно невысокими. Однако тренд на использование карт ЕКП за границей наметился.
Сергей Мишанин
руководитель бизнеса банковских карт банка "Санкт–Петербург"
“
Кешбэк в том или ином виде является неотъемлемой частью карточныхпродуктов: 100%–ной необходимостью для дебетовых продуктов и в ряде случаев — для кредитных. Без него в дебетовом сегменте конкурировать на рынке сегодня невозможно. Существуют разные сценарии: минимальный размер во всех категориях или повышенный в отдельных. За последнее десятилетие опция кешбэка прошла определённую эволюцию. Сначала он воспринимался как ноу–хау для рынка, потом банки соревновались между собой, кто даст больше. Сейчас же кешбэк воспринимается как гигиена рынка и никто не готов давать возврат выше среднего по рынку.
Алексей Волошин
управляющий директор центра развития бизнеса кредитных карт УБРиР