Российский рынок вчера испытал очередной "чёрный вторник". Индекс Мосбиржи обвалился на 10% — сильнее, чем 30 июня, когда собрание акционеров "Газпрома" ошеломило инвесторов решением не выплачивать дивиденды за 2021 год, ранее рекомендованные советом директоров. В тот день индекс просел на 7,2%. Мощнее, чем вчера, паника на российском рынке в текущем году была только 21 и 24 февраля, накануне и сразу после начала военной спецоперации на Украине.
Начало вчерашнему обвалу положила новость о том, что правительство РФ собирается для покрытия дефицита бюджета собрать с сырьевых экспортёров дополнительно около 1,4 трлн рублей в 2023 году и ещё 3 трлн — в 2024–2025 годах. Нельзя утверждать, что подобные планы были абсолютно неожиданными. Спецоперация — мероприятие затратное, расходы казны в связи с ней растут быстрее доходов. Тем более что по доходам бьёт вал международных санкций против России. Да и крепкий курс рубля пробивает в бюджете большую брешь, поскольку уменьшает рублёвую выручку и прибыль компаний–экспортёров — основных доноров казны. Но рубль невозможно ослабить без расширения импорта, а он не расширяется из–за тех же санкций и разрыва логистических цепочек. Директивным же способом рубль ослаблять опасно, потому что это отпугнёт оставшихся торговых партнёров: кому захочется вести торговлю со страной, имеющей всё меньше возможностей платить в твёрдых валютах и способной свою валюту ослабить росчерком пера? Остаётся забрать деньги там, где до них легче дотянуться. О том, как экспортёры будут инвестировать в поддержание производства, власти задумаются позже.
Подогрел панические настроения поток геополитических и юридических новостей. Назначение уже на ближайшие дни референдумов о присоединении к России в Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Херсонской и Запорожской областях Украины не могло не вызвать опасений по поводу новых международных санкций. Хотя, казалось бы, куда уж больше? В ту же копилку упало и заявление пресс–секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, что в настоящий момент перспективы политико–дипломатического урегулирования ситуации на Украине не просматриваются. Наконец, вишенкой на торте, а точнее, целой фигой стало внесение группой депутатов поправок в УК РФ, вводящих в этот документ понятия "мобилизация", "военное положение" и "военное время". Тут у инвесторов сдали нервы, и они укатали российские голубые фишки, что называется, в пол.