Рынок общепита замедлил развитие, но в Петербурге количество заведений растёт.
Темпы роста рынка общественного питания в России по итогам первого полугодия 2022 года упали до +1,4% (по итогам 2021 года оборот сферы вырос на 26,7%, до 2,8 трлн рублей). Об этом стало известно из отчёта агентства INFOLine.
В целом за последние 10 лет рынок вырос в 1,5 раза, но последние события и пандемия не дают общепиту развиваться на полную мощность, так как траты на еду вне дома снижаются.
По оценке INFOLine, на Петербург и Ленобласть приходится 9,4% российского оборота общественного питания, или 259 млрд рублей. При этом по количеству заведений доля ниже — чуть больше 5%. Это связано с концентрацией населения и тем, что средний доход жителя Петербурга на 40% выше общероссийского. Кроме того, по данным Ассоциации туроператоров, Петербург — третье по популярности туристическое направление в РФ после Краснодарского края и Крыма.
В целом, по оценке INFOLine, количество объектов общепита в Петербурге на 100 тыс. населения выросло с 203 до 224 заведений. По этому показателю Петербург даже опережает Москву.
"В структуре заведений большую долю занимают заведения формата TSR (table service restaurant — рестораны полного обслуживания), на них приходится около 50%. А самым быстрорастущим форматом является Grab&Go (+25%), к которому, по нашей методологии, относятся пекарни и некоторые кофейни. Миссия этих заведений — обеспечить потребителя едой, которую он может взять с собой или употребить на месте", — рассказали корреспонденту "ДП" в INFOLine.
Широко в городе представлен и фастфуд. В 2021 году "Макдоналдс" держал 82 ресторана (10% от всей сети), "Бургер Кинг" — 74 (9% от сети), KFC — 282 ресторана (26%). Всего же на Северную столицу в 2021 году приходилось 7% всех сетевых заведений формата fastfood.
Руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Анна Лапченко отмечает, что организации общественного питания продолжают занимать наибольшую долю (33,4%) в структуре рынка коммерческой аренды. При этом сегмент продолжает расти. За январь–июнь 2022 года в городе открылись 146 кафе и ресторанов. За аналогичные периоды 2021 и 2020 годов данный показатель составлял 139 и 96 соответственно.
Эксперт добавляет, что рестораторы продолжают смотреть новые помещения точечно. В основном их интересуют те, где уже работали заведения общепита. Поскольку стоимость строительства и отделки выросла, а время проведения ремонта стало сложно прогнозировать, рестораны заинтересованы сохранить присутствие в существующих локациях.
Управляющий партнёр 8956 Oblomoff food Владимир Шершнев не согласен с тем, что петербуржцы стали тратить меньше денег в общепите.
"После февральских событий цены в заведениях выросли в среднем на 20%, а поток людей как минимум не изменился. Наша выручка за последние 9 месяцев увеличилась на 59%. Обстановка в России меняется настолько стремительно, что предсказать, что будет с рынком к концу года, невозможно", — отмечает он.