После нескольких лет изоляции, вызванной пандемией коронавируса, финские власти вновь запретили въезд российским туристам. И если в начале сентября глава МИД Финляндии Пекка Хаависто заявлял, что его страна не считает путешественников из РФ угрозой безопасности, то к концу месяца риторика изменилась.
Решающим фактором стала объявленная Владимиром Путиным частичная мобилизация, на фоне которой у финской границы образовались гигантские пробки. После этого власти Финляндии обозначили, что не желают предоставлять транзитный коридор в ЕС для россиян с шенгенскими визами и заявили, что российский туризм вредит международным отношениям страны. В ночь на 30 сентября окно в Европу захлопнулось. Но не для всех.
Перекрыли доступ
По сути, введённый для туристов из РФ запрет на въезд во многом повторяет ограничения, которые действовали во время пандемии. Однако если раньше обе стороны ориентировались на эпидемические показатели, упрощённый визовый режим с ЕС был нормой жизни, а бизнес ждал возможности наверстать упущенное, теперь ограничения стали односторонними и действуют до "особого распоряжения". Да и наличие недвижимости в Финляндии больше не упрощает получение без того "урезанных" виз.
Устойчивый транзитный поток между Петербургом и Финляндией формировался на протяжении длительного времени и был обусловлен как интересом к достопримечательностям и культуре соседей, так и взаимной выгодой. "Жители Петербурга и Северо-Запада традиционно пользовались долгосрочными финскими визами: до пандемии и последних событий около 20% петербуржцев очень часто ездили в Финляндию. При этом важно понимать, что по самым оптимистичным оценкам только у 25–30% россиян есть загранпаспорта и только около 2% ездят в Европу и другие визовые страны", — отмечает генеральный директор компании "Индивидуальный туристический сервис" Виктория Шамликашвили.
Так, многие петербуржцы открыто использовали Финляндию для транзита в ЕС, однако в этот раз повышенная активность на российско-финской границе вызвала у финнов опасения за свой имидж и власти решили прибегнуть к ограничениям. В Генеральном консульстве Финляндии в Петербурге "ДП" не ответили, сколько виз выдали гражданам РФ с начала осени, но сослались на недавнее заявление МИД, МВД и Пограничной службы Финляндии. По оценкам последней, теперь число въезжающих в страну лиц составит примерно четверть от обычных показателей 2019 года (тогда россияне совершили в 3,7 млн поездок).
Ничего личного
Сейчас Финляндия сократила количество выдаваемых туристических виз гражданам РФ до ста в день (в 2019-м выдали порядка 800 тыс.), а число действительных многократных виз, выданных страной на территории РФ на срок не менее двух лет, составляет чуть более 100 тыс.
Одна из обладательниц такого документа — петербурженка Дарья Бондарева. Начиная с 2008 года девушка часто путешествовала по Европе, следуя через Финляндию транзитом. Все изменилось в 2014-м, когда одна из её подруг поступила на магистратуру в Хельсинки. С тех пор Дарья стала приезжать именно в Финляндию и за последние восемь лет объездила едва ли не всю страну. При этом "запрыгнуть в последний вагон" ей удалось как в феврале 2020-го, до ввода ограничений по COVID-19, так и в сентябре 2022 года.
“
"Спустя два года особой разницы я не заметила. Разве что, финские пограничники стали задавать больше вопросов: могут попросить показать документы, пересчитать при них наличные, проверить бронь в гостинице, уточнить маршрут следования. Когда мы были в составе экскурсионной группы, практически всем задавали вопросы (при том разные), несмотря на присутствие и ответы гида. Последний раз я была в Финляндии по приглашению, это сильно упростило задачу. При выезде не было никаких проблем: дважды пришли, поставили штамп и всё", — рассказала Дарья.
Пытаться попасть в Финляндию до снятия ограничений девушка не планирует и считает, что у соседей не было другого выбора. "Судя по настроениями финнов, те, кто живут ближе к Швеции, поддерживают запрет на въезд, в отличие от жителей приграничных городов, — делится наблюдениями петербурженка. — Но в целом они не против русских и нормально к русским относятся. Общий посыл такой: "Всё-таки, у вас там, гхм... спецоперация. Вы сначала разберитесь, а потом приезжайте".
Призраки прошлого
Впрочем, для многих долгожданное снятие COVID-ограничений обернулось разочарованием. В сухом остатке, границы были открыты около 1,5 месяцев, поскольку Россия отменила санитарные требования позже Финляндии. И пока петербуржцы оформляли визы, через 2–3 недели между странами вновь вырос невидимый забор, который в скором времени может стать вполне осязаемым. Некоторые из тех, кто всё же успел съездить в соседнюю страну в качестве гостя, столкнулись с очередями на границе, страхом потерять полученную визу, изъятием санкционных товаров и валюты. Кроме того, после отмены ж/д и авиасообщения билеты на рейсовые автобусы существенно подорожали.
Генеральный директор ООО "Драйв-тур" и сопредседатель Союза Автоперевозчиков "Регионы"Кира Журавская подтвердила, что как таковых групповых поездок в Суоми во время летней "оттепели" практически не было. По её словам, по-настоящему массовые туристические поездки в Финляндию прекратились с началом некомпетентного и активного лоббирования регулярных рейсовых автобусных перевозок, ещё задолго до пандемии и СВО.
"Основной туризм посыпался, когда комитет по транспорту и Минтранс сократили количество специальных разрешений, которые мы должны покупать, чтобы ездить в Финляндию. В итоге восстановить этот поток — когда люди выезжали с июня по октябрь в том числе большими группами и на несколько дней, — так и не удалось. После 2014 года в Финляндию в основном ездили шопники. Мы могли отвозить туристов, которые прилетали или вылетали из Финляндии, но... Это решение фактически уничтожило нашу отрасль. А пандемия добила окончательно", — сетует Журавская.
"На сегодняшний день ситуация стала еще хуже, — считает Виктория Шамликашвили. — И хотя во время пандемии перечень граждан, которые могли посещать Финляндию, был примерно таким же, на тот момент у нас были совершенно иные возможности. Летать напрямую в европейском направлении сейчас невозможно, а перелётов на Восток — недостаточно. Да и цены такие, что для людей это становится неподъёмным. Кроме того, если в пандемию путешествие было возможным при соблюдении эпидемиологических требований, то сейчас люди фактически лишились свободы передвижения".
Без туристов и денег
Как сообщили "ДП" в комитете по развитию туризма Петербурга, за год до начала пандемии порядка 20% от общего числа иностранных туристов, приезжавших в Северную столицу и Ленинградскую область приходилось на граждан Суоми. При этом доля российских туристов в Финляндии уже к осени 2019 года составила 70% от общего турпотока. К июлю 2022-го глава государственной организации продвижения туризма в Финляндии Visit Finland Кристиина Хиетасаари заявила, что убытки Финляндии от отсутствия туристов из России составят более 600 млн евро в год.
“
"С моей точки зрения, Финляндия пострадает [от запрета на въезд российским туристам] гораздо больше. Проекты развития приграничных территорий в юго-восточной Финляндии были точками туристического притяжения: россияне ежегодно тратили много денег на шопинг, покупали туры, посещали культурные мероприятия, пользовались рекреационными услугами, пробовали глэмпинг… И это был всесезонный турпоток, русских приезжало гораздо больше, чем финнов — к нам. С другой стороны, в Петербурге могут пострадать турфирмы, которые специализировались исключительно на Финляндии. И хотя и здесь, и в Ленобласти этот сегмент был сильно развит, думаю, что после двух лет пандемии произошла определённая диверсификация и все при необходимости уже нашли для себя новые ниши", — рассуждает директор программ, профессор кафедры менеджмента
СЗИУ РАНХиГС,
доктор экономических наук Марина Морозова.
Предсказать, чем обернутся ограничения на въезд для граждан РФ на данный момент невозможно, однако поскольку Россия является одним из важнейших торгово-экономических партнёров Финляндии, новый запрет на въезд следует рассматривать скорее как одну из множества возникших за последнее время проблем, уверен доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" СЗИУ РАНХиГС Артём Голубев. Специалист полагает, что через некоторое время власти Суоми столкнутся с массовым закрытием магазинов в юго-восточной части страны, где множество компаний заточены под российских туристов.
"Если мы посмотрим на экономику Финляндии в целом — туризм занимает небольшую долю. Однако приграничным территориям — Лаппеэнранте, Иматре, — российский туризм приносил до 25% как в бюджет, так и местному бизнесу. Последний сейчас не в самом лучшем состоянии: за два года пандемии часть ориентированных на российских туристов компаний либо закрылась, либо приостановила работу, либо находилась на грани выживания. Учитывая, что это небольшие населённые пункты, туда вряд ли будут специально приезжать из других регионов. Да и отсутствие спроса на товары, которые потребляли в основном русскоговорящие — довольно существенный удар и по бюджету, и по бизнесу", — объясняет экономист.
Что дальше?
По словам доцента, сложившаяся ситуация приведёт к росту безработицы на юго-востоке страны, если правительство Финляндии не выделит субсидии для поддержания занятости. Учитывая энергетический кризис в Европе, рост цен на сырьё и высокую инфляцию, найти дополнительные средства будет очень непросто. В условиях экономического спада придётся увеличивать выплаты по безработице и пособиям, финансировать отдельные сферы и отдельно помогать приграничным регионам. "На бизнес Петербурга в общем объёме закрытые финские границы не окажут существенного влияния: за последние два года все уже перестроились. Убытки ожидают только тех, чей бизнес был завязан на сотрудничестве с Финляндией. При этом в совокупности события последних семи месяцев могут дать негативный эффект, который мы в полной мере, вероятно, ощутим только в следующем году", — считает Голубев.
Также эксперт обратил внимание, что экономика Финляндии достаточно развита во всех секторах. Это означает, что её дальнейшая диверсификация может негативно сказаться на Петербурге: "Если Финляндия будет предпринимать больше действий по поиску новых партнёров и рынков сбыта, возникает вопрос: где нам искать альтернативу? Столько стран ЕС, находящихся рядом с регионом... Наверное, мало у кого есть и была бы такая высокая взаимозависимость (в хорошем смысле слова). И, конечно, Петербургу в этом случае будет очень нелегко. Тем более если учесть, что он был одним из лидеров по доле малого бизнеса в экономике и дальше будет зависеть от того, что происходит в России".