В Госдуме прошли парламентские слушания по развитию городского электротранспорта. Петербургу было чем похвастать.
В целом по стране в силу разных причин картина весьма печальная. По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, из 7,5 тыс. трамваев 66% — старше 15 лет. При этом 56% трамваев (более 4 тыс.) эксплуатируются более 25 лет. Схожая ситуация и в части троллейбусного парка. Средний возраст троллейбусов составляет 14 лет. Также в ходе слушаний прозвучало, что за прошедшие 30 лет количество трамваев и троллейбусов уменьшилось почти в 2 раза.
Не на полную мощность работают и производители подвижного состава. В частности, было озвучено, что при возможности выпуска в год порядка 1000 троллейбусов российские промышленники выпускают только 200. Нужны заказы от регионов, а для этого у субъектов РФ должны быть на это деньги. Но денег у них нет.
Поскольку субъекты Федерации не справляются самостоятельно, в проекте федерального бюджета на 2023 год следует учесть финансирование общественного электротранспорта, считает спикер Госдумы Вячеслав Володин. Также Дума предлагает создать отдельную федеральную целевую программу развития электротранспорта до 2030 года с бюджетом не менее 500 млрд рублей.
В качестве примера подхода к модернизации системы ГЭТ в российских городах свой опыт предложил Петербург, где ГУП "Горэлектротранс" 1,5 года назад подготовило комплексную программу развития электротранспорта. Программа рассчитана на 2022–2028 годы и включает полное обновление подвижного состава, закупку более 600 трамваев и 600 троллейбусов, полную реконструкцию энергохозяйства, подстанций и контактно–кабельной сети, глобальный ремонт путевого хозяйства. Общий объём необходимых инвестиций превышает 130 млрд рублей.
Петербургские транспортники, основываясь на своём опыте, отмечают, что действовать необходимо комплексно, то есть одновременно с обновлением подвижного состава нужно модернизировать инфраструктуру. Ещё одна ключевая проблема — нехватка кадров: как водителей, так и слесарей–ремонтников. Необходимо поднимать уровень оплаты труда и создавать систему для обучения соответствующего персонала вплоть до воссоздания системы ПТУ.
А вот другое направление, в котором активно развивается петербургский общественный транспорт, — через ГЧП–проекты — вряд ли найдёт отклик в сердцах депутатов. На слушаниях отмечалось, что, не имея возможности найти собственные средства, регионы часто обращаются к концессиям. По данным Думы, по такому пути пошли 11 регионов.
"Никто не загоняет в концессию — это лишь одна из возможностей. Проблему могут решить мэр с губернатором, также получая средства ФНБ, ВЭБ.РФ, федеральные деньги. Да, это хлопотно, но, с другой стороны, они сохраняют за собой контроль государства. А кто–то отдаёт это всё концессионеру. Причём 80% платит государство, 20% — концессионер. Он получает практически бизнес, а вкладывает лишь 20%, опять же при поддержке государства", — отметил Володин.
Напомним, в Петербурге был успешно реализован проект первого частного трамвая "Чижик" по соглашению с ООО "Транспортная концессионная компания". Смольный, кстати, рассматривает возможность его досрочного выкупа. В 2019 году городская администрация заключила концессионное соглашение с ООО "БалтНедвижСервис" о строительстве трамвайной линии Купчино — Шушары — Славянка. Сейчас выдано положительное заключение экспертизы для начала строительных работ. Власти также планировали построить по ГЧП и трамвайную линию в Колпино от Шушар, однако позже задумались, не сделать ли её самим.