Евросоюз объявил о введении предела цен на российскую нефть. Как будет работать этот механизм, пока не понимает никто.
Еврокомиссия 6 октября утвердила восьмой пакет санкций в отношении России, в который вошёл потолок цен на сырую нефть из РФ. Новые запреты коснутся морской транспортировки нефти в третьи страны по цене выше установленного лимита. "Это поможет ещё больше сократить доходы России, сохраняя при этом стабильность мировых энергетических рынков за счёт продолжения поставок", — говорится в заявлении Еврокомиссии.
Вице–премьер РФ Александр Новак 5 октября прямо заявил, что поставки в страны, которые введут ограничения на стоимость топлива из России, осуществляться не будут.
Запрет не отменяет принятого ранее нефтяного эмбарго ЕС и вступит в силу вместе с ним 5 декабря, а 2 месяца спустя распространится и на нефтепродукты. Но никаких подробностей о функционировании ограничительного механизма пока нет. Как поясняет руководитель исследований нефтяного рынка Института энергетики и финансов Александр Титов, скорее всего, европейцы заблокируют услуги по транспортировке и страховке, если цена продаваемой нефти будет выше пока не объявленного значения.
"В основном все страховщики британские и швейцарские. Когда груз страхуется, то указывается его объём и суммарная стоимость. Соответственно, поделив одно на другое, рассчитывается цена за баррель. Если она выше условного потолка, то они могут отказаться страховать груз, тогда эту нефть будет сложно доставить покупателю", — описывает наиболее вероятную схему эксперт. Даже если Индия и Китай и не решатся поддерживать новые европейские санкции, купить нефть по российской цене им будет сложнее. Но с другой стороны, полагает Александр Титов, у восточных партнёров есть стимул не сопротивляться введению потолка — им выгоднее покупать нефть по низкому прайсу.
Новые санкции в любом случае приведут к дисбалансу на мировом рынке нефти, считает генеральный директор "НААНС–Медиа" Тамара Сафонова. Дело в том, что совокупный объём нефти, который Россия направляет на внешние рынки морским транспортом, сопоставим с уровнем 3,5 млн баррелей в сутки. В том числе экспорт через порты Новороссийск, Усть–Луга, Приморск, традиционно ориентированные на европейский рынок, составляет 2,1 млн баррелей в сутки.
"Для замещения таких объёмов сегодня нет альтернативы. Поэтому в случае ввода лимита цен может возникнуть дефицит глобального масштаба, а цены резко поднимутся. Однако помимо европейских операторов также существует и развивается рынок операторов дружественных стран, и морские перевозки могут быть переориентированы в страны АТР. При этом энергокризис в Европе может усугубиться, как только ЕС ощутит отсутствие необходимого сырья для производства моторного топлива европейскими НПЗ", — предупреждает эксперт.