Дискуссия о введении должности военного уполномоченного в России на прошлой неделе достигла пика. Предложение "Новых людей" и их законопроект о необходимости такого института в РФ вызвали резкую критику и в президентском Совете по правам человека (СПЧ), и среди уже действующих уполномоченных. Главный российский омбудсмен Татьяна Москалькова, призванная обеспечивать контроль за соблюдением прав граждан во всех сферах жизни, заявила, что сейчас важнее объединить усилия тех, кто пытается защищать права "человека с ружьём", а не "начинать заново создавать с нуля новые структуры".
Тема об институте военного омбудсмена всё же возникла не на пустом месте. После объявления частичной мобилизации в такой режим де–факто на общественных началах перешли многие: от Маргариты Симоньян с Ксенией Собчак до депутатов, сенаторов и губернаторов. Новая же бюрократическая структура потребует и штат, и аппарат, и дополнительное финансирование. Идею резко отверг глава СПЧ Валерий Фадеев, назвав существующий аппарат уполномоченных в РФ "чрезвычайно эффективным", а член СПЧ Кирилл Кабанов предложение о военном омбудсмене охарактеризовал как "бестолковое и конъюнктурное", заявив, что крайне вредно растаскивать по отдельным полномочиям эффективный механизм.
С момента создания института уполномоченного по правам человека в России, впрочем, появились и более "узкопрофильные" омбудсмены: и по правам ребёнка, и по защите прав предпринимателей, и финансовый. А летом Агентство стратегических инициатив (АСИ) заявило о создании института сервисных уполномоченных. По замыслу АСИ, они должны стать "своеобразными посредниками между человеком, оказавшимся в новой, непривычной или сложной для себя жизненной ситуации, и государственными учреждениями, которые в этом случае должны оказывать необходимые услуги". Сообщалось, что сервис–омбудсмены появятся в 27 регионах страны.
Губернаторы, персонально отвечающие за мобилизацию, тем временем предлагают свои механизмы решения острых проблем, раз никакие институты не успевают. В Вологодской области начальника департамента соцзащиты назначили спецпредставителем губернатора по вопросам обеспечения мобилизованных и прохождения ими службы. Он лично съездил в воинскую часть к резервистам в Кострому, где выяснилось: им не хватает обыкновенной бутилированной питьевой воды.