На фоне запрета на участие россиян в международных соревнованиях все взгляды болельщиков должны быть направлены на внутренние чемпионаты. Но стадионы пустеют, посещаемость падает, а матчи проходят в камерной обстановке.
Пока главные российские спортивные лиги — футбольная премьер–лига и хоккейная КХЛ — проигрывают борьбу за болельщика. Но причины разные, правда, результат одинаковый.
Футболисты, можно сказать, сами виновники своих бед. С сезона–2022/23 для посещения матчей РПЛ была введена система Fan ID (паспорт болельщика) с целью более жёсткого контроля над болельщиками и уменьшения беспорядков на трибунах. Как итог — фанаты, самая активная и организованная группа, бойкотируют стадионы, да и остальные любители игры в кожаный мяч не спешат получать "аусвайс".
В результате после 12 туров средняя посещаемость матчей РПЛ — 10 834 человека. Это сильнейший провал для страны, которая ещё 4 года назад принимала чемпионат мира. Средняя заполняемость стадионов в премьер–лиге в нынешнем сезоне — 29,8%. То есть арены собирают меньше трети от вместимости.
Причём от совсем позорных цифр удерживает "Зенит". Шесть встреч на "Газпром Арене" собрали 217 485 человек. Это больше 1/5 от общей суммы (1 083 343). То есть больше 20% аудитории из прошедших 96 матчей пришлось всего на шесть игр в Северной столице.
Посещаемость "Зенита" — 36,2 тыс. болельщиков в среднем на матчах — тоже нельзя назвать достойным результатом. До ковидных сезонов на "Газпром Арену" приходили и свыше 50 тыс. человек. Так что неудивительно, что именно петербургский клуб ранее написал письмо в РФС и Минспорта с опасениями по поводу Fan ID. В нём утверждалось, что петербуржцы могут потерять 1–1,5 млрд рублей из–за внедрения системы, которая пока ещё не заработала в Северной столице (планируется с января будущего года).
В общем, если исключить особенные ковидные сезоны 2020/21 и 2021/22, летне–осенняя посещаемость РПЛ–2022 — худшая после перехода нашего чемпионата на систему "осень–весна" (чемпионат стартует летом, заканчивается весной, раньше начинался весной, завершался поздней осенью).
РПЛ и раньше не могла похвастаться частыми аншлагами, а теперь её тяжело сравнить даже со средними лигами Европы. Лишь "Зенит", "Краснодар", "Факел" и "Динамо" входят в топ–100 самых посещаемых клубов Старого Света.
При этом в Европе, наоборот, всё очень хорошо — континентальный футбол оправился от пандемии, здесь теперь нет никаких ограничений. Сразу 20 команд из лиг Старого Света собирают в среднем более 50 тыс. зрителей, и пять — больше 70 тыс.
Откат к нулевым
Возможно, провальные цифры надоумят чиновников либо убрать Fan ID, либо как–то его серьёзнее проработать. Не исключено, что отказ внедрять систему в Кубке России — это как раз часть эксперимента. Если зрители массово пойдут на стадион (пока посещаемость Кубка значительно выше, чем чемпионата), то сложно будет избежать изменений.
Конечно, самый простой выход из этой ситуации — отменить и навсегда забыть про "ай–ди". Но, учитывая упёртость руководителей РФС, этого, скорее всего, не произойдёт. Так что надо как–то завлекать людей на стадионы. Одного футбола теперь мало — нужен хороший матчдей.
Любые зрители любят комфорт. Значит, клубам придётся организовывать интересные ивенты, открывать точки питания, создавать другие удобства — и тогда надеяться на аншлаги.
В хоккее, кстати, никакого паспорта болельщика нет. Но цифры посещаемости тоже очень скромные, зрительский интерес снизился на 23% по сравнению с началом сезона–2019/20, когда не было коронавирусных преград.
В среднем матчи КХЛ в сентябре посетил 4661 зритель — и эта цифра сильно проседает по сравнению с прошлыми сезонами. Даже в момент возникновения лиги, 15 лет назад, когда во многих городах ещё были маленькие советские дворцы, она составляла 5117 зрителей. Нынешние показатели — это откат куда–то в начало и середину нулевых годов.
Даже традиционные лидеры посещаемости — петербургский СКА и минское "Динамо" — пока далеки от лучших показателей. Петербуржцы до прихода вируса собирали более 11 тыс. зрителей (при вместимости 12 300). В сентябре же заполняемость Ледового перешагивала 90% только в пяти матчах из восьми, а игры с "Барысом", "Торпедо" и "Адмиралом" собрали в районе 7 тыс. каждая — неплохо в сравнении с остальными, но маловато по меркам армейцев.
Проблема ещё в том, что в декабре должен открыться новый дом питерской команды — "СКА–Арена" (на месте СКК), которая вмещает более 20 тыс. И заполненный на треть стадион будет смотреться нелепо.
Причины того, что болельщик не идёт на хоккей в общем–то на поверхности. Пандемия и СВО изменили образ жизни и снизили доходы людей. А команды не живут в отдельной реальности, их расходы тоже растут — поэтому и стоимость билетов, как правило, повышается год за годом.
За сборную расплачиваются клубы
К тому же в этом сезоне лига приняла решение об увеличении числа матчей регулярного чемпионата до 68 (а есть ещё и плей–офф, где каждая команда на каждой стадии проводит от четырёх до семи встреч). Из них 34 — домашние. В теории это должно принести клубам большую прибыль — в лучшие годы тот же СКА зарабатывал за матчдей около 1 млн рублей.
Но в отличие от футбола, где в чемпионате РПЛ домашние и гостевые матчи чередуются и проходят раз в неделю, в чемпионате КХЛ клубы часто проводят целые серии на своей арене — четыре–пять матчей подряд, часто через день.
Редко когда болельщик посещает больше одного матча за серию. Во–первых, надо найти на это время, во–вторых, каждый поход на стадион больно бьёт по кошельку. На СКА сейчас самый дешёвый билет, на неудобные места, к примеру, стоит 300 рублей. Если это семья из трёх человек, то уже тысячу. Плюс поесть–попить в Ледовом, купить какой–то сувенир — ещё 1–1,5 тыс. минус из бюджета.
Но дело не только в деньгах: хоккей в России теряет аудиторию и популярность, которую надо возвращать. Перед Олимпиадой–2018 в Пхенчхане ради победы сборной России (цель была в итоге достигнута) стали создаваться "базовые команды", куда переманивали всеми возможными способами лучших игроков — и административным методом, и финансовым. Прежде всего речь идёт о СКА и ЦСКА — чьи возможности на фоне конкурентов, не говоря уже о середняках, долго выглядели безгранично. Смотреть на хоккей с предсказуемым исходом — по итогам сезона — стало неинтересно.
Такая же проблема и в баскетболе в Единой лиге ВТБ, где много лет царствовал клуб–олигарх — ЦСКА. Правда, в прошлом сезоне гегемонию москвичей прервал ещё один проект "Газпрома" — петербургский "Зенит". Но повысится ли от этого интерес к чемпионату — трудно сказать, турнир у "гулливеров" только стартовал.