В судах существенно снизилось число медицинских споров. Как ни парадоксально, этому поспособствовала пандемия.
В 2019 году в суды общей юрисдикции Северной столицы было подано 430 исков, заявители просили взыскать в общей сложности 161,1 млн рублей. В прошлом году количество таких обращений сократилось почти в 2 раза, правда, размер претензий снизился несущественно — только до 134,7 млн рублей.
Похоже, что в нынешнем году тенденция сохраняется. Как уточнили в объединённой пресс–службе судов Петербурга, за 9 месяцев подан 191 иск на общую сумму 69,4 млн рублей.
Впрочем, уменьшилось не только количество обращений. Ежегодно снижается и сумма, которую суды взыскивают с ответчиков — медицинских учреждений. Если в 2019 году она составляла 94,2 млн рублей, то в прошлом — всего 26,4 млн, то есть размер компенсаций упал в 3,5 раза.
"У нас наблюдается снижение по всем параметрам споров, вытекающих из закона о защите прав потребителей, с медицинскими учреждениями", — резюмирует глава объединённой пресс–службы судов Петербурга Дарья Лебедева.
Хотя, к примеру, в бюро "Адвокатская группа Онегин", которое как раз специализируется на спорах, связанных с медициной, такой тенденции не заметили. "В прошлом году мы завершили порядка сотни дел, в этом году ведём практически столько же", — заявили "ДП" в бюро. Правда, при этом уточнили: почти треть дел приходится на другие регионы.
А всё вирус…
Опрошенные "ДП" эксперты сходятся в том, что, как ни удивительно, одна из главных причин сокращения числа дел — пандемия COVID–19.
На протяжении 2 лет практически все медицинские службы Петербурга в экстренном порядке были задействованы в лечении пациентов с коронавирусной инфекцией. "В связи с этим резко сократилось число плановых госпитализаций и операций. Экстренные госпитализации осуществлялись в условиях крайней необходимости и обоснованного риска, что, в свою очередь, исключало ответственность медицинского персонала. Поэтому даже случаи неблагоприятного исхода расценивались пациентами и их родственниками не столь критично, как это было ранее", — считает партнёр адвокатского бюро "Юсланд" Мария Федосова.
Коллегу поддерживают в адвокатском бюро "S&K Вертикаль", добавляя ещё некоторые факторы влияния пандемии. "Во–первых, многие самоизолировались и реже обращались к врачам. Во–вторых, срок исковой давности по медицинским спорам составляет 3 года, и, возможно, пострадавшие просто отложили обращение в суд", — полагают в "S&K Вертикаль".
Себе дороже
А вот Михаил Герман, партнёр Grata International St. Petersburg, видит причины в другом. Так, по его мнению, несколько улучшилось качество оказания платных медуслуг. "Частные медкомпании стараются следить за этим, понимая, какие материальные затраты повлечёт конфликт с потребителем", — считает юрист.
Действительно, сегодня в Петербурге работают более 2 тыс. негосударственных медицинских центров и клиник. Ежегодно горожане свыше 112 млн раз обращаются в медучреждения (без разделения форм собственности. — Ред.), из них 30 млн обращений приходится на коммерческий сектор (платные услуги). Такие данные приводит Ассоциация частных клиник Петербурга.
"С другой стороны, — рассуждает Михаил Герман, — есть проблема сбора пациентами доказательной базы по медицинским ошибкам. А также дороговизны самого судебного процесса. Он напрямую завязан на проведение комиссионной судебно–медицинской экспертизы, стоимость которой варьируется в районе 150–200 тыс. рублей. Да и услуги юристов, специализирующихся на этой категории споров, тоже весьма недёшевы".
При этом эксперт отмечает, что такие затраты вовсе не гарантируют пациенту положительного для него исхода судебного процесса.
Хирургия, пластика и стоматология
В структуре медицинских споров, по данным бюро "Адвокатская группа Онегин", лидируют условно называемые хирургические споры. На второе место специалисты бюро ставят пластическую хирургию, которая, как показала практика, попала в топ впервые. Бронзу уверенно удерживает стоматология.
А в адвокатском бюро "Юсланд" за последние 2 года наблюдают такую тенденцию. "Увеличилось количество исков от медработников, взыскивающих дополнительные выплаты и компенсации из–за последствий эпидемии", — говорят специалисты бюро. Ранее такая тенденция не фиксировалась.
Михаил Герман полагает, что существенного снижения медицинских споров ожидать не приходится. "Общее количество исков будет варьироваться в пределах 20%–ного значения, поскольку приток исков может быть обусловлен и иными, в том числе социальными, проблемами, на которые сейчас люди отвлечены", — полагает Михаил Герман.
“
В 2019 году в производстве московских судов находилось 47 дел по взысканию компенсации морального вреда в связи с причинением вреда жизни и здоровью, в которых ответчиком выступало медицинское учреждение. За 2021 год мы нашли 46 дел по этому вопросу. Как видим, показатели остаются примерно на одинаковом уровне. Если обратиться к статистике Судебного департамента при ВС РФ по аналогичным делам, то число таких исков оставалось примерно на одном уровне на протяжении долгих лет, до 2019 года. А вот сумма компенсаций показывает рост: в 2019–м она составила 2,77 млрд рублей, а в 2021–м поднялась до 3,8 млрд. Таким образом, российская статистика подтверждает обратную, чем в Петербурге, тенденцию.
Юлия Андреева
Партнёр практики частных клиентов адвокатского Бюро "S&K Вертикаль"
“
Я бы отдельно выделила тренд на увеличение общего числа так называемых сутяжных споров — по сути ни на чём не основанных либо таких, где повод для недовольства пациентов ничтожен по сравнению с их притязаниями. Хотя я оцениваю, конечно, как представитель клиник–ответчиков. Например, пациентка при выполнении липосакции живота из–за индивидуальной реакции на дезинфицирующий раствор получает незначительный химический ожог крестца. Через месяц после этого едет встречать Новый год в Доминикану, а после требует от клиники 15 млн рублей из–за якобы сорванного контракта по причине невозможности совершать командировки. Определённый процент таких дел был всегда, но никогда в таком количестве, как сегодня. Думаю, этот социальный феномен ещё ждёт своего исследователя.
Ольга Зиновьева
Управляющий партнёр адвокатского бюро "Адвокатская группа Онегин"