"Деловой Петербург" продолжает цикл "Истории", посвящённый юбилею Ижорских заводов, которые были основаны по приказу самого Петра I в далёком 1722 году. В первой статье мы рассказали, как на предприятии зародилась корпоративная культура, которой сегодня могли бы позавидовать многие компании, а также о том, как заводы чуть не перешли к английскому купцу. В новой части говорим о том, как один человек смог превратить фабрику в многопрофильное предприятие всего за 6 месяцев и как металлургическое производство положило начало развитию одной из крупнейших промышленных площадок современности.
В конце XVIII — начале XIX века Ижорские заводы едва справлялись с наплывом работы — сроки выполнения заказов постоянно увеличивались, несмотря на растущий штат. Встречающийся брак тоже беспокоил клиентов, и в том числе Адмиралтейство, откуда приходили наиболее крупные заявки. Было понятно, что предприятию нужен новый руководитель, способный эффективно организовать производство и решить проблемы, которые могли привести к задержкам в строительстве флота и потере важных заказов.
Восточный фасад Адмиралтейских ижорских заводов
Искали не просто прекрасного управленца, а настоящего новатора, который смог бы вдохнуть в заводы новую жизнь. И вскоре такой человек нашёлся — им стал Карл Гаскойн, статский советник родом из Шотландии. На самом деле его звали не Карл, а Чарльз, но по традиции, как и многим иностранцам, приезжающим на службу в Российскую империю, ему присвоили имя Карла Карловича. Этот архитектор, инженер и изобретатель прибыл ко двору по личному приглашению Екатерины II, которая была наслышана о его успехах на поприще европейского инженерного дела.
За время, проведённое в России, Гаскойн внёс весомый вклад в развитие отечественной промышленности. Он перестроил Александровский пушечный и Кончезерский чугуноплавильный заводы в Карелии, а также основал Кронштадтский и Луганский литейные заводы.
В 1803 году шотландцу предложили возглавить предприятия на Ижоре. Карл Гаскойн оперативно разработал план переустройства и приказал выстроить новые корпуса исходя из первоочередных нужд государства. Так, в том же 1803 году на обоих берегах Ижоры начали одна за другой вырастать мастерские: медная, красильная, цементная, машинная, литейная, столярная, плющильная, инструментальная, сверлильная, отделочная и другие. Расширение заводов шло полным ходом, но это не мешало качественно выполнять заказы, поступающие от морского флота. Карл Гаскойн смог организовать работу так, что стройка не становилась препятствием для ежедневных задач предприятия. Более того, процент брака заметно снизился.
Адмиралтейские Ижорские заводы после реконструкции
Многие из инженерных решений шотландца значительно упростили жизнь Ижорских заводов на десятилетия вперёд. К примеру, его идея построить полукруглый водоотводный канал и главную плотину длино 118 метров стала настоящим спасением для рабочих и жителей Колпино от паводков, а также обеспечила надёжную работу вододействующих механизмов. Позже именно на главной заводской плотине была построена гидроэлектростанция, снабжавшая завод энергией более 50 лет.
Именно Карл Гаскойн помог превратить пильные мастерские в многопрофильное предприятие, предопределив таким образом путь развития Ижорских заводов. "Этот человек в течение 6 месяцев произвёл столь поразительные изменения на этой фабрике, или, лучше сказать, остатках и развалинах этой фабрики, что она может поставлять Адмиралтейству все объекты первой необходимости и в таком совершенстве, которого никогда не встречалось раньше", — отмечал в своих воспоминаниях адмирал Павел Чичагов.
Карл Гаскойн руководил Ижорскими заводами всего 3 года. Он скончался в Колпино в 1806 году, но в соответствии с завещанием был похоронен в Петрозаводске, где и началась его карьера на территории России. Примечательно, что с этими двумя городами тесно связана история компании «АЭМ-технологии» — достойного наследника ижорского производства. Сегодня в её состав входят четыре филиала, где выпускают оборудование для АЭС, — два из них расположены в Колпино, один в Петрозаводске, а четвёртая производственная площадка находится в Волгодонске.
После кончины Карла Гаскойна его должность поделили между собой несколько чиновников, но в 1808 году предприятия снова обрели одного основного управляющего — этот пост занял Александр Вильсон. Новый директор быстро получил репутацию строгого, требовательного, но справедливого начальника, который умел как наказывать подчинённых, так и поощрять. В первом же своём официальном рапорте он осмелился просить у властей повышения зарплат для мастеровых, которые, по его мнению, получали содержание, несоизмеримое с уровнем тяжести выполняемой работы.
При Вильсоне сотрудники заводов помимо заработной платы стали получать продукты питания на себя и своих детей, а также могли выстроить себе дом за счёт предприятия. В селе, где находились заводы, был построен госпиталь, работала школа для сыновей мастеровых.
Вместе с улучшением условий для рабочих изменения шли и на производстве, где активно внедрялась и развивалась металлургия. Именно металлургические заводы на Ижоре заложили прочный фундамент, на котором сегодня строится работа филиала АО "АЭМ-технологии" — "АЭМ-Спецсталь". Он специализируется на производстве металлургических полуфабрикатов из сталей со специальными свойствами. Многое в России умеют делать только ижорские металлурги, и именно по этой причине они сегодня — крупнейшие отечественные поставщики кованых заготовок для атомной энергетики, нефтехимической промышленности, энергомашиностроения, общего машиностроения, судостроения, металлургии и металлообработки.
На заводе изготавливают поковки впечатляющей массы — до 260 т. Горячекатаный листовой прокат (и простой, и многослойный) выпускают из стали собственного производства самого широкого диапазона: от простых углеродистых до нержавеющих сталей специального назначения. Различных марок стали тут выпускают более 300 наименований. Причём прокат из этой стали может быть толщиной и 20 миллиметров, и 450. Вообще металлургическую продукцию на современной ижорской площадке могут делать в соответствии с требованиями доброго десятка самых строгих международных стандартов. Само производство сегодня занимает площадь около 40 га и включают в себя сталеплавильные, кузнечнопрессовые, термические и механообрабатывающие мощности. Такого даже в самых смелых мечтаниях Гаскойн, наверное, представить не мог.
Но вернёмся в XIX век, когда в стенах заводов, благодаря современным технологиям, получила новое развитие ижорская металлургия. Уже к началу 40-х годов XIX столетия на Ижоре ежегодно изготавливали около 115 тыс. пудов, или порядка 2 т железных, чугунных и медных изделий и для нужд Адмиралтейства, и для частных лиц. Так, в Северной столице начали устанавливать ажурные ограды и чугунные лестницы, которыми жители и гости города могут любоваться до сих пор.
Кроме того, в литейной мастерской изготавливали пушки по лучшим европейским образцам, в том числе разработанные Карлом Гаскойном каронады, а также пушечные станки и платформы. Ижорский завод продолжил обслуживать военные нужды страны и в XX веке. В 1933 году среди рабочих сформировали группу для проведения научных исследований. Вместе с другими экспертами им предстояло разработать технологию выпуска новой марки брони, которая должна была впоследствии использоваться на танковых заводах. В результате экспериментов было создано изделие под названием "ИЗ", получившее своё имя в честь Ижорского завода. Испытания этой брони проводили уже под огнём вражеской артиллерии, а технологию вывозили спецрейсом из блокадного Ленинграда. Разработанный ижорцами метод позволял производить большие объёмы брони в обычных мартеновских печах без потери качества. Именно этот тип брони затем применяли при строительстве знаменитой модели танка Т-34, который был признан лучшей машиной Второй мировой войны! Действительно, по своей технологичности и противоснарядной стойкости эта броня превосходила зарубежные аналоги.
Каронада, изготовленная по проекту Карла Гаскойна
Ижорские заводы внесли весомый вклад не только в военное производство, но и в науку, к примеру в освоение Антарктиды, но об этом мы расскажем уже в следующей рубрике "Истории".