В России наметилась тенденция по закрытию станций техобслуживания. Только в Москве и Петербурге за последние восемь месяцев свою работу прекратили почти 450 СТО.
Как сообщили 28 октября "Известия", ссылаясь на опрошенных участников рынка и экспертов, основная причина кроется в падении спроса: с марта по октябрь потребность в услугах автосервисов сократилась примерно на 20%. Немаловажную роль сыграл и дефицит автозапчастей, возникший после ухода некоторых зарубежных компаний: с отечественного рынка практически исчезли детали для премиальных машин, фары, бамперы и крылья.
По словам заместителя директора "Автокомплекс ЕвроАвто" Ильи Плисова, тенденция на закрытие СТО наблюдается во всех более менее крупных городах. "На мой взгляд, люди в нынешних условиях меняют свои приоритеты: меньше покупают авто, меньше ими пользуются. Многие стали откладывать деньги на более необходимые вещи", — озвучил свой взгляд на происходящее эксперт.
Между тем на фоне дефицита комплектующих участникам рынка стало сложнее ремонтировать кузовы дорогих иномарок, поскольку в подавляющем большинстве для них нет аналогов. Сейчас большинство зарубежных производителей не могут импортировать свои фары, бамперы и крылья в Россию из-за санкций, а детали для машин дороже 3 млн рублей автоматически подпадают под категорию люксовых товаров.
Не спасает ситуацию и параллельный импорт. Представители отрасли обращают внимание, что полноценно он заработал только в августе, поскольку важные для российского рынка бренды попали лишь во вторую версию перечня товаров, доступных для завоза в страну. При этом помимо позитивных последствий участники рынка заметили увеличение числа контрафактных комплектующих, которые поставляются под видом оригинальных. Негативное влияние на работу автосервисов оказали и растущие цены на автозапчасти и услуги специалистов, занимающихся ремонтом автомобилей.
В то же время цены на комплектующие к автомобилям марок Nissan, Mitsubishi, Lexus, Toyota, Skoda, Hyundai, Kia, Volkswagen и Chevrolet с начала года в среднем выросли на 30%, отметил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. По его словам, после налаживания параллельного импорта цены на запчасти отдельных иностранных производителей начнут снижаться. Впрочем, такое мнение разделяют не все эксперты.
Представитель автосервиса "АвтоРем" Евгений Прошлецов полагает, что параллельный импорт в его нынешнем виде не будет способствовать сокращению стоимости запчастей из-за увеличения расходов на логистику. "Чем больше ухищрений приходится придумывать для доставки товара, тем он дороже. Доставка комплектующих порой требует подключения третьих лиц. ... А в связи с экономической ситуацией люди и так стараются не совершать лишних трат. Обслуживание машины, даже самой бюджетной, превращается в дорогое удовольствие. Поэтому мы теряем клиентов", — объяснил Прошлецов.
Эксперты допускают, что закрытие автосервисов продлится ещё какое-то время, став своеобразным очищением сферы от слабых игроков. Автоэксперт и майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин считает, что в первую очередь рынок покинут недобросовестные игроки, в то время как качественным автосервисам не стоит опасаться закрытия из-за оттока клиентов. Также он согласен с мнением, что цены на запчасти вернутся к норме, когда наладится параллельный импорт.
Напомним, что неделю назад вице-премьер Денис Мантуров заявлял, что Россия заинтересована в поставках узбекских автозапчастей. Глава Минпромторга РФ отметил, что российские компании уже вложили в экономику страны более $10 млрд, а инвестиционное сотрудничество двух стран стало более интенсивным.
Также "ДП" рассказывал, что западные санкции вряд ли помешают России собирать китайские электрокары. В частности, недавно на площадке "замороженной" Балтийской АЭС в Калининградской области началось строительство завода по производству аккумуляторов и литий-ионных ячеек. Вложения в предприятие дочерней структуры госкорпорации "Росатом" — ООО "Рэнера", оцениваются примерно в 26 млрд рублей. Первую очередь планируют ввести в эксплуатацию уже через три года.