Смольный на собственном примере убедился, что сила не в деньгах: двукратное увеличение финансирования метростроения в этом году не привело к аналогичному увеличению объёмов строительства.
Чуть больше года назад в Смольном достаточно громко заявили о планах направить на развитие подземки почти 100 млрд рублей в ближайшие 3 года. Так, на 2022 год в ходе нулевых чтений бюджета в ЗакСе вместо 15 млрд рублей заявили 28 млрд, на 2023–й — 33,9 млрд рублей (вместо 18 млрд), на 2024–й — 32,4 млрд.
После того как ПАО "Газпром" перерегистрировалось в Петербурге, власти с учётом новых поступлений в бюджет и вовсе пообещали увеличить ежегодное финансирование метро до 50 млрд рублей. Остановились на том, что адресная инвестиционная программа города в отношении метро увеличилась в 2022 году с 28,3 млрд до 30 млрд рублей, в 2023–м — с 33,9 млрд до 55 млрд рублей, а в 2024–м — с 32,4 млрд до 55 млрд рублей.
Переоценка ценностей
Однако, как писал "ДП", вопросы были ещё к первоначальным 28 млрд рублей, которые планировалось освоить в 2022 году. Тогда теперь уже бывший глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Андрей Левакин пояснял "ДП", что привычных 15 млрд рублей хватит на то, чтобы продолжать уже начатые работы на оранжевой и коричневой ветках. "Основная задача доппотребности — обеспечить заделы. Коллеги получат контракты и начнут одновременно работать в разных направлениях", — говорил Левакин.
На деле удалось сделать только финансовые заделы. При осенней корректировке бюджета 2022 года на прошлой неделе губернатор Александр Беглов предложил срезать 17 млрд рублей со строительства метро. Это больше половины от того, что изначально закладывали в программу.
Ранее стало известно, что расходы на строительство метрополитена в бюджете Петербурга на 2023 год планируется урезать почти вдвое: с 55 млрд до 30 млрд рублей. Именно эта сумма предусмотрена в проекте бюджета по итогам первого чтения.
Опрошенные "ДП" эксперты называли сумму 28 млрд рублей в год весьма большой, под которую нет производственных мощностей. Даже когда всё было хорошо у старого "Метростроя", он осваивал по 18 млрд рублей в год.
"Необходимо года два интенсивной подготовки как по мощностям, так и по проектам, чтобы выйти на такие объёмы, как 50 – 60 млрд рублей в год. Сразу было понятно, что эта сумма велика, её ещё нужно переварить. Поэтому текущая цифра 30 млрд в бюджете 2023 года как раз более приближена к реальности", — говорит источник "ДП" в транспортном блоке Смольного.
Бумаг не хватает
"ДП" ещё 2 года назад писал о серьёзной проблеме: запас проектной документации для строительства метро в Петербурге практически отсутствует. Перспективное проектирование не велось даже по тому объёму, который необходим городу. А если не будет проектов, нечего будет и строить, если вдруг на это найдут деньги. Так и сложилось: деньги нашли, а готовой документации, по которой можно строить, не оказалось. Добавились к этому и внешнеполитические проблемы.
"Отсутствие готовой документации — одна из основных проблем, которая на сегодня сдерживала динамику строительства метро, — заявили “ДП” в “Метрострое Северной столицы” (МССС). — Совместно с городом мы разработали долгосрочный план по проектированию новых станций, который позволит сформировать задел по исходно–разрешительной документации для новых проектов".
Один из ярких примеров — продолжение зелёной и фиолетовой веток на север за "Беговую" и "Комендантский проспект". В момент, когда МССС наделяли статусом единственного поставщика по строительству метро в Петербурге в октябре 2021 года, документация в полном объёме по ним ещё не была готова, причём в силу бюрократических нюансов. Но предполагалось, что, пока МССС входит в дела, она подоспеет и в мае–июне 2022 года можно будет приступить к проходческим работам.