На этой неделе в США состоялись промежуточные выборы. Американцы голосовали за новый состав Палаты представителей и частично переизбирали Сенат (из этих двух палат состоит Конгресс). Как и часто бывает в США, результаты выборов не совпали с прогнозами: сокрушительного поражения демократов, о котором много говорилось в преддверии единого дня голосования, не случилось.
Промежуточные выборы в США традиционно являются тяжёлым испытанием для партии действующего главы государства. В 2018 году в период президентства Дональда Трампа большинство в Конгрессе утратили республиканцы, до этого то же самое происходило с демократами при Бараке Обаме.
В среднем, по оценке Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, президентская партия в период между 1934 и 2018 годами в такой ситуации теряла 28 кресел в Палате представителей и четыре в сенате.
Это особенность американской политической системы: спустя два года после назначения к президенту всегда накоплено много вопросов, конкурирующая сила умело этим пользуется и перехватывает контроль в Конгрессе.
Перед ноябрьскими выборами изменения этого тренда не прогнозировались: напротив, на фоне рекордно высокой годовой инфляции (8%), роста цен на бензин и низкого личного рейтинга Джо Байдена аналитики в один голос предсказывали партии президента разгромное поражение.
Республиканцы были настроены весьма решительно и обещали стране "красную волну" или даже "красное цунами" (красный — цвет Республиканской партии), очень активно проявлял себя в медийном пространстве и на предвыборных митингах 45-й президент Дональд Трамп.
Бывший хозяин Белого дома обещал положить конец политической карьере Джо Байдена и называл безумной спикера палаты представителей Нэнси Пелоси.
"Они [демократы] против нефти, Бога и оружия... Если вы желаете своей стране поражения, голосуйте за демократов!" — говорил Трамп, обращаясь к сторонникам во время выступления в Техасе.
Демократы в свою очередь старались отвести внимание от экономической повестки и акцентировали внимание на социальных вопросах. Риторика "синих" была сконцентрирована вокруг прав американок на аборт (использовалось противопоставление права на прерывание беременности праву на покупку оружия — "купить автоматическую винтовку при республиканцах проще, чем сделать аборт", подчёркивали спикеры правящей партии) и отстаивания демократических начал.
Красная волна оказалась розовым всплеском
Результаты выборов (пока правильно говорить о предварительных итогах, так как подсчёт голосов продолжается) показывают, что, несмотря на недовольство американцев экономической ситуацией, захватить страну "красной волне" не удалось.
Республиканцы завоевали большинство в Палате представителей, однако отнюдь не такое существенное, как ожидалось. По информации New York Times, им достались 211 мест, а демократам — 201 (данные обновляются). Телеканал ABC даёт ту же оценку по Республиканской партии, но присуждает демократам 205 мест.
Американские СМИ и аналитики не сомневаются, что республиканцы заберут 218 мандатов, которые обеспечат им большинство и позволят назначить своего спикера Палаты представителей, однако основной предварительный итог — это всё-таки неожиданно успешное выступление демократов.
“
"Выборы получились очень интересными. Можно только позавидовать ценности каждого голоса: при общей явке в 100 млн человек в решающих штатах разница между кандидатами составляет 1–2 тысячи бюллетеней, а в одном из округов Калифорнии и вовсе 267 голосов. Невольно вспоминаешь выборы Собчак-Яковлев и понимаешь, что у нас 25 лет ничего подобного не было", — сказал "ДП" политолог Кирилл Страхов.
Между тем шансы "захватить" Сенат республиканцы фактически потеряли. По состоянию на вечер 12 ноября, ведущие американские партии заняли по 49 мест в верхней палате Конгресса, при этом демократам осталось получить всего одно место для контроля над сенатом, а республиканцам — два (всё дело в голосе представляющей "синих" вице-президента Камалы Харрис).
Внимание американской общественности приковано к ситуации в штате Невада, где продолжается подсчёт голосов. В Джорджии состоится второй тур голосования, так как ни один из кандидатов не смог набрать в первом туре голосования нужного количества голосов.
"Даже если расклад сил в Сенате будет равным, демократы получат преимущество за счёет дополнительного голоса вице-президента Камалы Харрис. Но один факт уже известен: "Красного цунами", то есть сокрушительной победы республиканцев, вопреки многочисленным прогнозам, так и не произошло. Сложно назвать победителем в этой предвыборной гонке и лично Дональда Трампа, многие кандидаты которого проиграли свои кампании", — комментирует доцент факультета государственного управления МГУ Александр Наумов.
Новое лицо Республиканской партии?
Одно из самых заметных событий недели выборов — переизбрание губернатором Флориды республиканца Рона Десантиса. Он обошёл своего ближайшего конкурента с рекордным перевесом: на 20 процентных пунктов (1,5 млн голосов).
Именно Десантиса теперь всё чаще называют основным кандидатом на выдвижение в президенты США на выборах 2024 года от Республиканской партии. СМИ пишут, что Дональд Трамп объявил войну своему более молодому конкуренту, так как видит в нём большую угрозу.
Официально ни Трамп, ни Десантис о намерении баллотироваться в президенты в 2024 году ещё не объявили, однако именно второго букмекеры сейчас считают условным фаворитом гонки.
Объявление о выдвижении Трампа ожидалось с подведением предварительных итогов промежуточных выборов. Однако из-за менее удачного, чем ожидалось, выступления республиканцев бывший хозяин Белого дома взял паузу.
"Хотя в определённой степени вчерашние выборы были в чём-то разочаровывающими, с моей личной точки зрения это была очень большая победа", — весьма расплывчато высказался об итогах голосования сам Трамп.
Газета The New York Post сравнила Дональда Трампа с Шалтаем-Болтаем.
Джо Байден в свою очередь назвал 8 ноября "хорошим днём для демократии и хорошим днём для Америки".
"Мы потеряли меньше мест, чем любой другой президент-демократ на своих первых промежуточных выборах за последние 40 лет" ,— отметил Байден.
Умершие кандидаты
Выборы не обошлись без скандала: в двух штатах, Пенсильвании и Теннеси, победы одержали пожилые кандидаты от Демпартии, которые умерли ещё в октябре.
На такой сюжет не могли не обратить внимание российские официальные лица.
"Николаю Васильевичу Гоголю [такое] понравилось бы", — едко прокомментировал победу умерших кандидатов на выборах в Палату представителей спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин.
Традиционно много критики вызвало голосование по почте.
Изначально оно вводилось из-за ковидных ограничений, но локдаун завершился, а спорный формат голосования так и не отменили.
Капитолий в Вашингтоне, где заседает Конгресс.
Фактор Трампа
По оценке газеты Wall Street Journal, недостаточно успешное выступление республиканцев связано с тем, что их взгляды по-прежнему слишком экстремальны для большинства американцев, сказалось и выдвижение значительного числа слабых кандидатов, которые в большей степени искали расположения Дональда Трампа, нежели избирателей.
"Качество кандидатов", выдвинутых республиканцами, ещё в августе ставил под сомнение лидер фракции "красных" в сенате Митч Макконелл.
Во многих штатах сказался и негативный рейтинг самого Трампа: некоторым кандидатам навредила открытая поддержка со стороны бывшего президента. Самый характерный пример: поражение популярного телеведущего Мехмета Оза в Пенсильвании. Его называли явным фаворитом в противостоянии с кандидатом от демократов Джоном Феттерманом, но в результате сработали антитрамповские настроения.
"Байден [американцев] не вдохновляет и не вызывает [у них] большого доверия. [При этом] публика действительно не любит Республиканскую партию. То есть не любит никого, но Республиканскую партию ещё больше", — объяснил невнятное выступление республиканцев в комментарии для "Радио-Свобода" (признано в РФ СМИ-иноагентом) экономист из Хейверфорд-колледжа Владимир Конторович.
На внешнем фронте без перемен
В конце октября лидер республиканцев в Палате представителей Кевин Маккарти говорил, что, столкнувшись с рецессией в экономике, американцы потеряют желание "выписывать чеки Украине". Именно Маккарти, вероятно, станет новым председателем нижней палаты Конгресса, однако это вовсе не означает, что риторика Вашингтона в отношении Киева и Москвы претерпит существенные изменения.
У Джо Байдена есть право накладывать вето на законопроекты — преодолеть его республиканцы не смогут из-за недостаточного числа голосов. К тому же в рядах "красной" партии также есть сторонники оказания помощи Украине.
Не стоит забыть и о том, что старый состав Конгресса будет заседать до января — за это время, вероятно, будут приняты новые пакеты помощи Украине. Недавно анонсировалась возможность рекордного транша на 50 млрд долларов. В качестве обоснования как раз озвучивались опасения, связанные с более скептической позицией нового состава Конгресса.
"Что же касается изменений во внешней политики США в результате текущих выборов, то это маловероятно. Лидер республиканского меньшинства в Палате представителей и, в случае победы его партии, будущий спикер Палаты Кевин Маккарти уже заявил о желании провести ряд расследований деятельности администрации Байдена, в том числе и на международной арене, а также использовать так называемый потолок госдолга для сокращения расходов на Украину. Однако это не более, чем перипетии внутренней борьбы республиканцев и демократов. Серьёзного изменения политики Вашингтона в отношении украинского кризиса по крайней мере в ближайшей перспективе, ожидать не приходится", — говорит Александр Наумов.
Довольно однозначно вероятность изменения риторики Вашингтона в отношении Москвы в начале ноября отверг посол РФ в США Юрий Антонов.
"Кто бы ни выиграл выборы, что бы ни произошло в Конгрессе, но вот этот консенсус русофобский останется. Ожидать чего-то хорошего, что, скажем, 9 числа, после подведения итогов, вдруг откроются двери, и будут рады видеть российских дипломатов или российского посла на Капитолии, это было бы наивно", — говорил Антонов.
Учитывая, что оглушительного провала демократов, который мог бы запустить глобальный пересмотр американской политики, не случилось, можно с уверенностью сказать, что курс США в отношении России останется без изменений.