В период с 7 по 13 ноября посещаемость торговых центров в Москве и Петербурге сократилась на 13% по сравнению с аналогичным периодом допандемийного 2019 года.
По данным аналитиков компании Focus Technologies, за последние три года ноябрьский показатель Mall Index, который отражает количество посетителей на 1 тыс. м2 торговых площадей, оказался на 27% ниже в Петербурге и на 29% меньше в Москве. В беседе с "Ъ" руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев отметил, что снижение доходов населения и уход международных брендов, привлекавших покупателей в ТЦ, по-прежнему оказывает негативное влияние на рынок.
При этом доля пустующих площадей, напротив, продолжает расти. Региональный директор торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева рассказала, что к концу года количество невостребованных помещений в московских торговых центрах может увеличиться до 17% (+2,5 п.п) а в Петербурге этот показатель вырастёт с 4% до 7%. Между тем управляющий партнёр IPG Иван Починщиков полагает, что вакантность в Москве может оказаться ещё выше, остановившись на уровне порядка 20–22%.
Самую высокую активность на сегодняшний день проявляют fashion-ретейлеры, да и в целом российские сетевые операторы задумываются об увеличении доли рынка, в том числе за счёт аренды более крупных площадей. В то же время говорить о выходе принципиально новых игроков на рынок, не приходится, несмотря на скидки, которыми владельцы ТЦ пытаются удержать арендаторов и отсутствие тренда на рост цен.
Ранее "ДП" рассказывал, как частичная мобилизация поменяла стратегии развития розничных сетей. В последние несколько месяцев потребители существенно сократили траты на товары не первой необходимости, а также продовольственные товары высокого ценового сегмента и сегмента средний плюс. В частности, на 11% (в штуках) упали продажи бытовой техники и электроники, на 25–30% — одежды и обуви.
По данным Петростата, в III квартале 2022 года жители Петербурга на 30% урезали траты в непродовольственных магазинах, а в период с сентября по январь оборот розничной торговли сократился на 9,7% к аппг и составил 1,46 трлн рублей.