Продажи бытовой техники и электроники в III квартале увеличились, к новому году ретейлеры ожидают дальнейшего роста спроса. Среди лидеров теперь китайские бренды, СТМ сетей и марки из стран СНГ.
В этом году россияне переключились на бытовую технику и электронику из стран СНГ, а также китайского производства. Ретейлеры замечают, что по итогам III квартала продажи в этом сегменте растут, а в сезон распродаж и грядущей "чёрной пятницы" спрос на технику кратно увеличивается.
При этом всё большее число продаж перетекает в онлайн. Руководитель отдела аналитики Data Insight Надежда Виноградова заметила, что всего за прошлый год в сегменте электроники был оформлен 161 млн онлайн–заказов на сумму 959 млрд рублей. За 2021 год сегмент бытовой техники и электроники вырос на 60% по количеству заказов и на 33% в деньгах.
По темпам роста выручки он занимает последнее место в российской онлайн–торговле, по темпам роста количества заказов — предпоследнее. При этом на бытовую технику и электронику приходится почти четверть от всего объёма продаж e–commerce — 23%. Лидером сегмента стал интернет–магазин Dns–shop.ru: на него приходится 19% продаж в категории. Второе и третье места соответственно — Citilink.ru, Mvideo.ru.
В первых трёх кварталах 2022 года аналитики Data Insight вели ежедневный мониторинг сегмента бытовой техники и электроники. Средняя цена сегмента упала к октябрю на 24%: в марте она составляла 53 тыс. рублей, а в октябре — 40 тыс. рублей.
Серый фиолетовый iPhone
Из–за остановок прямых поставок в Россию многих зарубежных марок бытовой техники, например Bosch, LG, Samsung, Electrolux, спрос сместился в сторону китайских и российских брендов. Другие марки начали ввозить по параллельному импорту, например предзаказ новых смартфонов Apple стартовал на Ozon 16 сентября. В первый же день самой популярной моделью стал iPhone 14 Pro в фиолетовом цвете с объёмом памяти 128 Gb. Смартфоны Apple стабильно пользуются высокой популярностью на Ozon в Ленинградской области. Новинки продаются тысячами штук ежемесячно.
В пресс–службе "М. Видео–Эльдорадо" отметили, что в этом году компания успешно адаптировала и перестроила бизнес–процессы. Так, компании удалось создать новые логистические цепочки и привлечь новых партнёров–производителей и дистрибьюторов, наладить собственные импортные операции.
"Сейчас мы можем обеспечить востребованный россиянами ассортимент техники, то есть у пользователей есть выбор по функционалу, брендам, ценовым сегментам. Речь идёт как об уже известных потребителям торговых марках, так и о новых. Цены во многом соответствуют уровню на начало года или даже ниже", — уточнили в пресс–службе сети.
Из новых брендов в "М. Видео–Эльдорадо" на российский рынок вывели крупнейшего производителя бытовой техники в Центральной Азии — Artel, в магазинах сети эксклюзивно представлен игровой бренд Thunderobot от Haier, появилось отечественное ПО — РЕД ОС и пакет офисных приложений "Р7–Офис".
Россияне активно пробуют новые для себя или для рынка бренды. Так, усиливают позиции китайские и турецкие компании, а также производители из России и СНГ из базового и среднего ценовых диапазонов. В том числе до 6 раз увеличился спрос на бытовую технику собственных торговых марок компаний Novex и Hi.
В пресс–службе "Ситилинка" также рассказали, что в этом году вырос спрос на отечественные бренды и продукцию из стран СНГ. Например, среди холодильников лидирующими по продажам в штуках в октябре стали "Бирюса", "Атлант", Nordfrost. Среди кухонных плит — Gefest, Darina и "Лысьва". В Петербурге в "Ситилинке" продажи собственных торговых марок, российских брендов, а также брендов из СНГ выросли с января по середину ноября на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В этом году петербуржцы ещё активнее покупают бытовую технику на онлайн–площадках. "За 9 месяцев мы отмечаем повышение интереса к отечественным брендам бытовой техники — штучные продажи кратно выросли к аналогичному периоду 2021 года. Российские бренды в этом году активны на рынке и увеличивают модельный ряд. Бытовую технику брендов Atlant, Elikor и Flama в Петербурге и области приобрели почти в 2 раза больше по итогам 9 месяцев 2022–го по сравнению с прошлым годом", — подчеркнули в компании.
Штучный рост
В смартфонах лидером среди брендов по продажам в штуках в "Ситилинке" остаётся Xiaomi. В октябре топ–3 брендов в штучном выражении составили Xiaomi, Realme и Samsung. В этом году покупатели чаще выбирают более дешёвые модели смартфонов. При этом техника Apple продолжает оставаться популярной. С августа продажи в штуках смартфонов Apple ежемесячно растут в 1,5 раза по сравнению с предыдущим месяцем.
По данным "М. Видео–Эльдорадо", с июля по сентябрь россияне приобрели около 7 млн смартфонов на общую сумму около 145 млрд рублей. Средний чек за 3 месяца составил около 21 тыс. рублей, что на 9% ниже уровня прошлого года. Во II квартале 2022 года продажи смартфонов составили около 4,4 млн штук, то есть спрос за июль–сентябрь показал рост на 60%, при этом общие объёмы всё ещё ниже прошлого года. Более 70% продаж в штуках пришлось на китайские бренды.
Похожая картина наблюдается и в продажах ноутбуков: компании из Китая, по данным "М. Видео–Эльдорадо", всё быстрее наращивают свою рыночную долю. "На основные бренды из Китая в июле–сентябре пришлось более 40% штучных продаж ноутбуков, что выше, чем во II квартале этого года (около 30%)", — уточнили в компании.
Продажи ноутбуков в III квартале в "Ситилинке" выросли на 10% в штуках по сравнению со II кварталом. Основным драйвером роста стали новые поставки ноутбуков китайских производителей и появление новых игроков, например Chuwi и Hasee. В III квартале доля китайских брендов среди всех проданных ноутбуков в "Ситилинке" достигла 25%.
Спрос на ноутбуки на Ozon стабильно растёт с начала года. По итогам 9 месяцев продажи в штуках выросли более чем в 2 раза к аналогичному периоду прошлого года. Сейчас на маркетплейсе отмечают интерес к бюджетным устройствам, которые в первую очередь подходят для учёбы и офисной работы. Ассортимент активно расширяют новые бренды из Китая, вся категория выросла в 5 раз к прошлому году по итогам 9 месяцев 2022–го. "Мы наблюдаем повышение интереса к китайским брендам ноутбуков. Среди лидеров — Lenovo, Irbis и Honor. Все китайские производители постепенно наращивают свою долю продаж на маркетплейсе в этом году", — сказали в Ozon.
При этом ретейлеры отмечают, что до конца года высокий спрос на бытовую технику и электронику сохранится, так как её часто выбирают в качестве подарков. Спрос на технику в рамках первых дней "чёрной пятницы" в "М. Видео–Эльдорадо" показал рост до 50% по отдельным категориям по сравнению со средними показателями сентября–октября. Продажи по акционным товарам выросли в 3,5 раза, а средняя скидка по ним составила 32%. В лидерах продаж — телевизоры, смартфоны, ноутбуки, стиральные машины, техника для дома и гейминг.