Генеральная прокуратура РФ проверит, насколько эффективно работает обязательное страхование автогражданской ответственности — ОСАГО. С соответствующей просьбой в ведомство обратились депутаты Госдумы.
Как утверждают "Известия", обращение на имя Игоря Краснова написал председатель партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов. Он обратил внимание, что согласно закону не менее 80% средств от продажи полисов должны идти на возмещение ущерба по страховым случаям, однако компании не выполняют эти условия, а часть средств уходит на формирование резервов по выплатам и администрирование процедур оформления страховки. Согласно указу Центробанка, эти показатели не должны превышать 3% и 20% соответственно, однако авторы обращения указали, что фактически на ремонты по ОСАГО в 2021 году было направлено только 63,8% (150,8 млрд из 236 млрд) от собранных страховщиками премий по всем заключённым за год договорам. Куда направлены оставшиеся суммы сборов, не уточняется.
Как писал "ДП" ранее, минувшим летом регулятор решил расширить тарифный коридор по ОСАГО на 26% из-за подорожания запчастей, однако эта мера привела к удорожанию полисов для большинства автовладельцев. При этом ещё в апреле 2022 года стоимость ОСАГО выросла для 30% владельцев машин в Петербурге. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин назвал претензии депутатов обоснованными. Он обратил внимание, что всё больше автомобилистов отказываются от ОСАГО из-за высокой цены полиса, а на фоне роста расходов на ремонт Центробанк только расширяет тарифный коридор вместо того, чтобы использовать сформированные резервы страховщиков. "Процент отказывающихся от страховки уже критический, а штраф в 800 рублей не работает. Единственный способ сохранить ОСАГО в нынешнем виде — это наведение прокуратурой порядка в этой отрасли", — уверен эксперт.
Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами компании "Согласие" Павел Нефёдов тоже считает, что доля автовладельцев без ОСАГО в России увеличивается из-за снижения доходов граждан и непростой экономической ситуации. По его словам, на данный момент порядка 7–10% водителей предпочитают не покупать ОСАГО, а по данным "Альфа Страхования", от полиса отказываются около 5-8% автомобилистов. В свою очередь Российский союз автостраховщиков сообщил о 6 млн автовладельцев без полисов.
Опрошенные журналистами эксперты разошлись во мнении, стоит ли реформировать систему ОСАГО. Юрист и ведущий редактор "Радио Автодор" Сергей Смирнов полагает, что проверка Генеральной прокуратуры будет иметь смысл только в случае, если в ходе надзорных мероприятий будет зафиксировано завышение административных расходов страховщиков и установлено, все ли страховые компании выполняют требования по наполнению компенсационного фонда РСА. При этом обвинять страховщиков "просто так" не стоит, "ведь они не виноваты в уходе иностранных автобрендов" с российского рынка и растущей стоимости ремонта, считает Смирнов.
Юрист обратил внимание, что на сегодняшний день страховые компании не могут давать гарантии защиты автовладельцам из-за отсутствия нужных комплектующих на рынке, а решить проблему можно, повысив планку обязательных выплат до 90% от премии или за счёт пересмотра размера компенсационного фонда РСА. Кроме того, государство может каким-то образом напрямую субсидировать ремонты по ОСАГО, считает Смирнов.
Противоположного мнения придерживается заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова. Она уточнила, что страховые компании не обязаны выплачивать 80% от размера собранных премий, а формулировка "обеспечение текущих страховых возмещений" в указе ЦБ относится и к осуществлению выплат, и к формированию резервов на будущие выплаты, и к проведению экспертиз или другим расходам.
Напомним, что начиная с 13 сентября Центробанк снова расширил базовый коридор ОСАГО, после чего для большинства категорий автовладельцев начали действовать новые тарифы. Для легковых автомобилей физлиц базовая ставка была установлена в диапазоне 1646–7535 рублей, а для общественного транспорта коридор расширили в обе стороны на 17,8%.