Тема экологичности и ответственного потребления постепенно захватывает не только общество, но и бизнес. Предприниматели стали чаще отражать в своей миссии стремление сохранить природу и транслировать её клиентам. "ДП" рассказывает о том, какие экотренды существуют в фешен-индустрии и как переработанные материалы превращаются в стильную одежду.
В течение долгих лет проблема сохранения окружающей среды была в первую очередь связана с тяжёлой промышленностью и отраслями, генерирующими в большом количестве опасные отходы. Однако последнее время вопросы экологии всё больше затрагивают сферу моды и производства текстиля.
Выбросы и загрязнение океана
Как следует из доклада организации Global Fashion Agenda и консалтинговой компании McKinsey за 2020 год, к 2030-му количество парниковых газов, вырабатываемых модной индустрией, может вырасти до 2,7 млрд тонн в год.
Прошлогодний отчёт McKinsey констатировал, что на текстильный сектор приходилось до 6% всех углеродных выбросов, а "вклад" в загрязнение мирового океана микропластиком составил 20-35%. Кроме того, отрасль использовала 10-20% от всего объёма пестицидов.
Согласно данным ООН, в 2018 году швейная промышленность потребляла больше энергии, чем авиация и судоходство, вместе взятые. Как отметили в международной организации, на изготовление одной пары джинсов требуется 1 кг хлопка, для выращивания которого затрачивается 10 тыс. литров воды. При этом 85% текстиля выбрасывается после того, как вещь пришла в негодность или вышла из моды, в то время как её можно пустить в повторный оборот.
Производители одежды осознают опасность ситуации и стараются снижать уровень воздействия на экологию. Представители отрасли отказываются от избыточного энергопотребления и смещают акцент на изготовление продукции из перерабатываемых материалов.
Так, шведский фешен-ретейлер H&M, недавно покинувший российский рынок, планирует к 2040 году полностью перейти на возобновляемые источники энергии и внедрить замкнутую модель производства, при которой побочные продукты применяются в дальнейших процессах.
Петербургский опыт
Примеры экологичных подходов есть и в Северной столице. Бренд URBANTIGER, стартовавший в 2017 году, шьёт технологичную повседневную одежду. На данный момент его магазины работают в Петербурге, Москве и ещё шести городах России.
Компания исповедует философию производства без избытка и экологической ответственности. Сейчас продукция на 95% изготавливается из натуральных либо тканей из переработанных нитей. Заказы размещаются только на тех фабриках, которые придерживаются принципов бережного отношения к окружающей среде.
Капсульная коллекция верхней одежды Save the ocean, запущенная URBANTIGER, полностью состоит из океанического пластика. Собранные отходы измельчают в порошок, а затем делают специальное текстильное волокно. На женскую линейку уходит примерно от 17 до 28 пластиковых бутылок, на мужскую — в среднем 21. Как отмечают в компании, такая технология позволяет уменьшить загрязнение акватории и снизить потребление энергии.
Ещё одним проектом бренда стала программа по сбору одежды Reurban. Принятые вещи сдают специализированным НКО, которые их перерабатывают, раздают нуждающимся либо реализуют в секонд-хендах. Средства, вырученные от продажи, перечисляются благотворительным организациям. За принесённые предметы гардероба компания дарит баллы на бонусную карту.
Производитель дважды объединялся в коллаборацию со Всемирным фондом дикой природы WWF для поддержки амурских тигров. В прошлом году URBANTIGER признали лучшим локальным брендом одежды по версии премии Live Organic Awards 2021.
"Мы решили начать с себя. Верим, что бизнес должен не только приносить прибыль, но и бережно относиться к планете, поэтому строим свой бренд так, чтобы беречь природу, используя стратегию маленьких шагов. Наше природное любопытство мотивирует двигаться вперёд. Мы ежедневно находимся в поисках лучших экологичных решений и инновационных технологий для создания наших коллекций", — заявляют в компании.
Два года назад основательница петербургского бренда "Роса" Нина Звездина запустила коллекцию одежды, в изготовлении которой не применяются животные материалы.
Пошив изделий почти безотходный: используется переработанный полиэстер, из остатков делают аксессуары, а бирки выполнены из специальной бумаги, разлагающейся в земле. Чтобы исключить перепроизводство, товары создаются небольшими эксклюзивными партиями. Ассортимент включал куртки, лёгкие и утеплённые пальто.
Швейный цех Sew Dept сознательно отказался от работы с первичными материалами. Предприятие шьёт брелоки и сумки из ПВХ, оставшегося при производстве лодок, батутов и тентов. Аксессуары, рюкзаки и дождевики изготовляют из плёночных пакетов, которые предоставляют магазины "Спасибо".
Также используется регенерированный текстиль, состоящий поровну из переработанных бутылок и остатков производства спецодежды. Из такого материала цех сшил униформу сотрудникам кофейни "Спэшл". В самом заведении при этом практикуется раздельный сбор отходов, а предметы интерьера выполнены из старых материалов. В Sew Dept подчёркивают важность сотрудничества с теми партнёрами, которые также заботятся об окружающей среде.
"Собственное производство — возможность воплощать в жизнь важные для нас вещи: быть уверенным в качестве, выбирать проверенных поставщиков со схожими ценностями и бесконечно творить. Мы делаем свой вклад в устойчивое развитие и готовы менять швейную индустрию изнутри. Мы верим в то, что делаем, и видим вокруг много классных проектов, разделяющих близкие нам ценности и интересы. Один из наших базовых принципов — сотрудничество, партнёрство и просто поддержка таких компаний", — отмечают в Sew Dept.
В активе бренда также подушки для Coca-Cola из б/у шинных чехлов и перемолотой одежды, шоперы для Guerlain и поясные сумки для "Сибура" из вторичного ПВХ.