Смольный год от года увеличивает сумму субсидий негосударственным театрам. И хотя процедура распределения средств становится прозрачнее, вопросы к механизму отбора получателей остаются.
В июне и октябре этого года комитет по культуре Санкт–Петербурга в очередной раз распределил субсидии негосударственным театрам. Около 100 миллионов рублей пойдут на создание новых постановок и показы спектаклей, ставших репертуарными. Среди получателей — театр "Кот Вильям", Театральная лаборатория Яны Туминой, Малый театр кукол, театр ЦЕХЪ, Театральная компания "Открытое пространство", "КукФо", Karlsson Haus и другие, менее известные даже в профессиональных кругах театральные коллективы. Всего же поддержку получили 38 коллективов, а зрители увидят в наступившем сезоне новые спектакли.
Пространство свободы
О том, что Петербург — негласная столица негосударственных и независимых (весьма относительно) театров, регулярно и подробно говорят и пишут примерно последние лет десять. Профессиональные издания составляют перечни самых интересных коллективов, сопровождая их развернутыми описаниями. Другие СМИ также не отстают, рассказывая о положении дел "негосов", выделяя наиболее любопытные и значимые постановки. Преимущества негосударственных трупп видны даже невооруженным глазом: здесь больше пространства для эксперимента и самореализации, эффективнее работают горизонтальные связи и отношения, меньше внешних и внутренних ограничений, а свобода выбора текстов сдерживается разве что собственными художественными предпочтениями и финансовыми возможностями. Всё это позволяет завоевать признание и уважение зрителей, критиков и коллег, приводит к повышению узнаваемости и снятию статуса маргиналов.
На уровне городской власти тогда же, лет десять назад, было принято решение посредством субсидий поддерживать творческие устремления частных театров, которые существуют на эти деньги и на те, что заработали сами. Средства выделяются на две основные статьи — создание новой постановки и обеспечение репертуарных показов. Раздача госденег неоднократно сопровождалась скандалами, журналистскими расследованиями и бурными дискуссиями в соцсетях. Однако напряжение удавалось снимать, публичные конфликты улаживать, и снова объявлялись конкурсы на финансирование настоящих и будущих проектов.
Непогода нынче в моде
И так бы всё и шло, вероятно, дальше, но обстоятельства пандемии сделали видимой проблему неравномерной поддержки некоммерческих организаций даже тем, кто не входит в минимальный процент театральных зрителей. Пока государственные театры с разной степенью изобретательности и скорости адаптировались к внезапно свалившейся на всех новой реальности, негосударственные попали в катастрофическое положение: не располагая хоть сколько–нибудь достойными бюджетами, эти коллективы попросту оказались за гранью выживания, не получив никакой специальной поддержки, связанной с новыми условиями. Малому предпринимательству, конечно, выделили средства, но театры бизнесом не являются, будучи практически все НКО. Обращение к властям города не помогло, как не возымели ожидаемого действия и письма театральных руководителей, включая главу Союза театральных деятелей Александра Калягина.
Сохранялась надежда на ежегодную субсидию, но тут разразился грандиозный скандал, который и привёл к восстановлению процедуры господдержки негосколлективов, использовавшейся ранее. Летом 2020 года, после публикации результатов конкурсного отбора на предоставление субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат некоммерческим организациям, выяснилось, что даже самые известные театры, среди которых были неоднократные лауреаты и номинанты на "Золотую маску", участники самых престижных театральных фестивалей остались не у дел. Зато не ведомый никому фестиваль "Петербургская морось" (который остроумцы немедленно переименовали в "Петербургскую плесень") получил такое финансирование, какого хватило бы четырём–пяти независимым коллективам.
Вряд ли можно припомнить случай, когда бы атмосферные осадки в виде очень мелких капель, медленно выпадающих из облаков или тумана, упоминались столь часто и на протяжении долгого времени. В обсуждении, которое моментально выплеснулось за пределы сетей, участвовали не только люди театра, представленные в изобилии, но и чиновники, которым пришлось оправдываться и объяснять нетривиальный выбор получателей, депутаты ЗакСа и даже омбудсмен по правам человека. В результате объявили о втором этапе, а саму процедуру пересмотрели: если долгое время негосударственные театральные коллективы оказывались в одной лодке с фестивалями и прочими разномасштабными событиями и были вынуждены с ними конкурировать, то теперь их вновь разделили и каждая группа получала свой объём финансирования.
Вверх по экспоненте
В прошлом году губернатор поручил закрепить отдельной статьей в городском бюджете поддержку негосударственных театров. За последние 3 года она существенно увеличилась. Если в 2019–м общая сумма составляла 40,5 млн рублей, то в прошлом она выросла до 70 млн рублей, а в этом — почти до 100 млн. На сайте правительства Санкт–Петербурга можно, например, ознакомиться с постановлением от 23 марта текущего года, в котором расписаны порядок и условия предоставления субсидий и проведения отбора, а также направления затрат, подлежащих финансовому обеспечению за счет субсидий, и критерии (всего шесть пунктов), по которым и определяются счастливые получатели госсредств.
Выделенные деньги можно расходовать на своё усмотрение, но регламент затрат определён строго: скажем, на аренду, реставрацию и монтаж можно потратить до 100% субсидии, до 50% — на зарплаты актёрам, реставрацию костюмов и декораций, до 20% — на рекламные материалы. Самая маленькая статья — исходящий реквизит и покупка постижёрских и гримёрных принадлежностей. Однако вопросы всё ещё остаются. В перечне критериев есть пункт, на содержание которого конкурсанты повлиять практически не могут. Речь о дипломах, призах, наградах и т. п. за участие в международных и/или всероссийских театральных фестивалях за конкретный отрезок времени. Причём чем их больше, тем, разумеется, лучше. Однако и при таком, казалось бы, объективном мериле среди получателей субсидий обнаруживаешь коллективы, о чьих художественных достижениях если и известно, то лишь узкому кружку посвящённых. И, с одной стороны, финансирование увеличивается, данные становятся доступнее, а с другой — обладатели хоть какого количества "Масок" и прочих значимых наград по–прежнему не могут рассчитывать на справедливую оценку их усилий и, как следствие, достойное субсидирование.
"Негостеатры, конечно же, вписаны в закон о культурной политике Петербурга, поэтому, когда говорят, что независимые театры не должны претендовать на государственную поддержку, это не совсем корректно. Мы — официальная часть культуры города. И собственно усилия, которые мы приложили в 2020–м, были направлены на то, чтобы конкурс на получение субсидии был разделён на два — постановку и показ спектаклей — и отдельно — на проведение фестивалей, как это было изначально. — комментирует Соня Дурова, директор Театральной лаборатории Яны Туминой. — Субсидия покрывает расходы на постановку и показы спектаклей в Петербурге. На гастроли и поездки эти деньги тратить нельзя. Также есть спорная статья — возмещение зарплаты директора. Считается, что непосредственно в осуществлении постановки и показа спектаклей он участия не принимает. Хотя это вообще не так. Но оплатить из субсидии директорскую работу нельзя".