Петербургские депутаты и музыканты не рады законопроекту, регулирующему уличные концерты. Их смущает необходимость заранее получать разрешение у властей.
Законодательное собрание Петербурга на сегодняшнем заседании рассмотрит во втором чтении законопроект, регулирующий выступления уличных музыкантов. После принятия инициативы в первом чтении 5 октября у нескольких депутатов возникли вопросы и уточнения. До 18 ноября парламент принимал поправки в новый закон. Но спорные моменты никуда не делись.
Две недели на раздумья
Законопроект предлагает регулировать разделение мест для выступлений по уровню звука. Где–то можно будет играть с мощным звукоусилением, где–то нет. Кроме того, в инициативе есть пункт, не допускающий противоречия уличных выступлений "принятым нормам общественной морали и нравственности".
Песни не должны "содержать ненормативную лексику, пропаганду войны и призывы к экстремизму, насилию и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительной нетерпимости, употреблению наркотиков, алкоголя и осуществлению иной противоправной деятельности".
Пункт, вызвавший самую оживлённую дискуссию во время первого чтения, касается процесса согласования выступлений уличных музыкантов. По замыслу авторов законопроекта, поданного от лица губернатора Александра Беглова, музыканты смогут подать заявку за 15 дней до даты выступления. Ряд депутатов и музыкантов это возмутило, поскольку за 2 недели предугадать погоду и обстановку в Петербурге проблематично.
По опыту Москвы
Депутат Борис Вишневский рассказал "ДП", что фракция "Яблоко" подавала поправки ко второму чтению.
"Мы предлагаем заменить разрешительный порядок выступления уличных музыкантов на уведомительный. Сделать как в Москве: там есть публичный перечень мест, на которых могут выступать музыканты. Можно зайти на сайт, увидеть, что место и время свободно, отправить уведомление о желании выступить — и этого достаточно. Такое несколько лет реализуется в Москве, и мы рассчитываем, что так будет и в Петербурге", — объяснил он.
Депутат от фракции "Справедливая Россия" Марина Шишкина согласна с тем, что музыканты должны только уведомлять надзорные органы о концерте, а не согласовывать его с ними. Она считает, что чрезмерное регулирование этого вопроса представляется избыточным и не соответствующим духу профессии.
"Другой поправкой мы с коллегами предлагаем более точную классификацию мест для выступлений артистов — в зависимости от уровня шума, издаваемого тем или иным музыкальным инструментом. Таким образом, мы делаем затруднительным выступление в тех местах, которые для этого не предназначены. И всё для того, чтобы жители не чувствовали дискомфорта от шумных концертов, на что сейчас часто жалуются горожане из центральных районов Петербурга", — подчеркнула Шишкина.
Депутат также предлагает не привлекать музыкантов к ответственности за противоправные действия недобросовестных слушателей.
А судьи кто?
Петербургские музыканты считают инициативу недальновидной, безответственной по отношению к уличным артистам и требующей доработки. Несколько недель назад фронтмен группы "АукцЫон" Олег Гаркуша, певец Максим Леонидов, бард Михаил Новицкий и музыкант, директор арт–центра "Гаркундель" Дмитрий Подосёнов записали видеообращения против нового закона.
"Нужно как–то устаканить этот законопроект. Сделать хорошо как музыкантам, которые будут играть, так и чиновникам, которые захотели это отрегулировать. Знаю, что и среди них есть поклонники рок–музыки", — заявил Олег Гаркуша в видеозаписи.
Музыкант Михаил Новицкий считает, что дополнительных законов, регулирующих деятельность уличных артистов, принимать вообще не нужно.
"Законодательство, которое уже существует, нормально регламентирует нашу жизнь для того, чтобы правоохранительные органы могли работать в этом направлении. Есть правила, когда можно и нельзя играть на улице. Знаем, что после 22:00 играть нехорошо. Мне кажется, новый закон — просто лазейка для правоохранительных органов, чтобы отчитаться о работе", — сказал бард в беседе с "ДП".
Дмитрий Подосёнов считает, что одна из главных проблем в новом законопроекте — оценка качества работы уличных музыкантов.
По его словам, правоохранительные органы этого делать не могут: у них другие задачи и другое образование. Музыкант считает, что нужны специальные комиссии из представителей культурного сообщества, которые могли бы оценить уровень исполняемого материала.
"Если создаются комиссии, которые будут следить за уличными музыкантами, они должны состоять из людей, которые максимально близки к творческим объединениям. Это не академические коллективы, а люди, близкие к системе: те же авторитетные рок–музыканты. Например, мой начальник Олег Гаркуша, у которого есть аналогичный опыт", — подчеркнул Подосёнов.
Музыкант уверен, что бумажной волокиты станет в десятки раз больше и для уличных артистов, и для тех, кто будет регулировать их деятельность. Дмитрий Подосёнов считает, что бюрократии стоит бояться даже больше, чем запрета определённых песен. Пока что об этом речи не идёт, но всё может быть.
Мнение улиц
Сами уличные артисты считают процедуру получения разрешений слишком сложной и неэффективной. Они не против регулирования порядка выступлений, но только если процесс будет доступным для каждого.
Менеджер группы "Дешёвые Драмы" Оксана Хавило напоминает, что закон пытаются принять уже третий год подряд. Обычно эти разговоры начинаются в конце лета и заканчиваются с первым снегом. Она отмечает, что контроль и организованность положительно скажутся на работе уличных артистов, только если депутаты поймут, как всё устроено изнутри. Для доработок нужно идти напрямую к уличным музыкантам. Но не для запугивания, а для поиска компромисса.
"Контроль необходим во всех сферах, чтобы не наступил хаос. Но ещё задолго до того, как администрация города решила принять закон, уличные музыканты умели договариваться о местах, делить время и спокойно играть", — рассказала "ДП" Оксана Хавило.
По её словам, есть безответственные коллективы, которые нарушают закон о тишине, собирают толпу и теряют над ней контроль. Но также в городе играют группы, следящие за уровнем шума и поведением своих слушателей. Из–за действий первых как раз и появляются поводы для принятия жёстких законов.
"Уличные музыканты — это давно не низший класс общества или сомнительный контингент. Сейчас многие музыканты оформлены как самозанятые, платят налоги и не нарушают законы. Большей части музыкантов уже давно хочется решить бесконечный вопрос про регулирование, и многие идут навстречу, создавая союзы или отвечая на вопросы администрации", — отметила Хавило. При этом она печально констатирует, что многие артисты уже не верят, что вопрос можно решить окончательно, и просто живут моментом.