Московские и петербургские компании не потеряли интерес к корпоративным подаркам в 2022 году. Презенты по-прежнему заказывают, чтобы поддержать праздничное настроение в рабочих коллективах. Однако производители и продавцы заявляют о небольшом падении спроса на такую продукцию, что связано с экономией бюджета и уходом крупных зарубежных корпораций из России. Главные тренды рынка — в обзоре "Делового Петербурга" специально для проекта "Бизнес двух столиц".
Как сообщил "ДП" директор по маркетингу интернет-магазина Миларки.ру Сергей Евдокимов, предновогодние заказы на корпоративные подарки в этом году снизились на 20% по сравнению с ноябрём 2021-го.
"Причём, мы видим также снижение и в розничных заказах, начавшееся ещё с 21 сентября в связи с новостью о мобилизации. Насколько понимаем, это глобальный спад спроса и, судя по нашей внутренней статистике, спрос ещё не восстановился", — говорит эксперт.
Тенденцию подтверждают и в компании "Проект 111" (федеральный поставщик промопродукции и подарков, gifts.ru). Но там говорят, что ситуация ещё может измениться.
"С нами работает более трёх тыс. дилеров — российских рекламных агентств — у которых есть текущие заказы и проекты в различных стадиях согласования с их конечными заказчиками. Исходя из активности наших партнёров, мы можем сказать, что предновогодний сезон ещё не достиг своего пика, который традиционно приходится на конец ноября. Поэтому судить об изменениях в спросе пока ещё рано. Но если смотреть на промежуточные данные, то средний чек незначительно (+3%) вырос в сравнении с прошлогодними заказами, а вот самих заказов стало меньше: в октябре этого года было на 20% меньше сделок в сравнении с 2021 годом. Ноябрь по этому показателю отстаёт от прошлого года на 10%", — поделились статистикой участники рынка.
При этом за последний месяц наметился интересный тренд: компании стали чаще заказывать "съедобные" наборы, а вот классический корпоративный подарок — датированный ежедневник — дарят реже.
“
"Мы это объясняем сокращением бюджетов на корпоративные подарки. К примеру, ежедневник или планинг с индивидуальным дизайном обойдётся дороже, чем набор шоколада с печатью наклейки на коробке. Возможно, заказчики размышляют так: сейчас сложно что-либо планировать на месяцы вперёд, а при этом очень хочется поддержать и порадовать клиентов, партнёров и сотрудников. И на помощь приходят наборы со сладостями, чаем, снеками, которые помогут закрепить у получателя приятные ассоциации с брендом. Причём, на уровне всех органов чувств: в коробку можно добавить плюшевого маскота или тёплый вязаный шарф с корпоративной символикой", — рассуждают в компании "Проект 111".
PR-директор московской сети магазинов "Азбука Севера" Александра Семушина согласна, что заказчики повысили интерес именно к продуктовым подаркам. Это стало особенно актуально в последнее время. Впрочем, данный тренд наблюдают не все участники рынка.
"Если в прошлом году было больше корпоративных заказов со "съедобным содержимым" (чай, сладости, мёд, орехи), то в этом году больше заказов с различными аксессуарами и канцелярией. Возможно, это связано с тем, что "съедобные" подарки могут не нравиться людям, которые страдают аллергией на различные продукты. По крайней мере, именно такой ответ мы услышали от двух постоянных клиентов", — аргументирует свою позицию Сергей Евдокимов.
Он также отметил, что всё больше компаний теперь выбирают готовые варианты наборов с минимальным брендированием каждой позиции. Брендируют сейчас только основную упаковку.
"Наши клиенты предпочитают заказывать подарочные сертификаты для партнёров и сотрудников на Новый год. Так как большая часть головных офисов бизнеса приходится на Москву, столица лидирует по объёму заказов новогодних подарков. Санкт-Петербург занимает почётное второе место", — добавил региональный менеджер MIUZ Diamonds (новое имя Московского Ювелирного Завода) Вячеслав Рогушин.
Руководитель отдела по работе с клиентами "еТелеком" Полина Бовырина говорит, что в этом году в целом стало сложнее делать интересные и качественные подарки партнёрам и клиентам. Причин для этого несколько.
"Корпоративные подарки подорожали. Если говорить о стоимости разнообразных наборов, то цена выросла на 20–30%, что является существенным удорожанием, если речь идёт о тысячах комплектов брендированной продукции. Мы не рассматриваем снижение количества и качества подарков для наших клиентов и партнёров, поэтому искали другие варианты. Сборные подарки, когда мы заказываем продукцию у разных производителей и брендируем в едином стиле, намного выгоднее и вариативнее. Благодаря такому подходу мы смогли наполнить наборы для наших клиентов яркими подарками, не выходя за рамки бюджета. Наиболее популярный мерч — это печатная продукция (календари, блокноты, ежедневники), офисная мелочёвка (ручки, чашки), а в последние годы ещё и элементы умного дома и IoT [интернет вещей — прим. "ДП"]. Естественно, заказывать небрендированную продукцию для последующего нанесения выгоднее в Москве. Даже с учётом транспортировки в Петербург и нанесения логотипа цена выходит ниже. Единственный минус — сроки поставки могут увеличиваться, если заказывать продукцию прямо перед праздничной датой", — объясняет собеседник "ДП".
Последствия санкций для сегмента корпоративных подарков оказались весьма заметны, заявили опрошенные "ДП" эксперты. Основные сложности возникли с расходными материалами. Но производителям удалось найти аналоги на отечественном рынке и в дружественных странах.
“
"Полиграфические краски попали под санкции, увеличились сроки доставки из-за изменений логистических цепочек, всё дорожало. Особенно это стало ощутимо на тех методах печати, где расходный материал составляет существенную часть себестоимости, таких как DTG (прямая полноцветная печать по ткани на специальном принтере). Сейчас на производстве внедрены турецкие и российские аналоги европейских расходников (при сохранении паритета по качеству они часто стоят меньше на 15–20%), а также новые технологии китайских производителей. При этом часть зарубежных поставщиков не меняли условия поставки и продолжают снабжать материалами, ориентируясь на текущий курс валют. Что касается импортозамещения в мерч-индустрии в целом, то конечно же прямые потери связаны с европейскими поставками — ряд компаний отказываются работать с Россией, другие готовы, но не могут получать платежи. Категории, в которых уход брендов особо заметен, — это европейский текстиль, зонты и ручки. При этом "дыр" в ассортименте нет: часть брендов осталась, а по некоторым товарным группам у нас есть налаженные цепочки поставок из Азии", — резюмируют в компании "Проект 111".