Семейная комедия может стать самой кассовой картиной в истории российского рынка. Эксперты уверяют, что дело не в отсутствии конкуренции с голливудским кино, а в качестве самой картины.
Фильм "Чебурашка" стал самым кассовым российским фильмом в современной истории кинопроката. За время новогодних праздников картина собрала более 3 млрд рублей, её посмотрели 9,4 млн человек. После каникул кассовые сборы продолжают расти. Сейчас фильм находится на первой строчке рейтинга самых кассовых отечественных фильмов в современной истории. Если динамика сохранится, то картина вполне может обогнать "Аватар" — самый кассовый фильм с 2009 года, собравший в российском прокате 3,5 млрд рублей.
Во главе рейтингов
"Чебурашка" — семейная комедия режиссёра Дмитрия Дьяченко, известного по фильмам "Последний богатырь" и "О чём говорят мужчины". Новинка — альтернативное прочтение всем знакомой истории Эдуарда Успенского про Чебурашку и Крокодила Гену. Правда, в новинке крокодила "очеловечили": его место занял дворник Геннадий в исполнении Сергея Гармаша. За первые 5 дней 2023 года "Чебурашка" уже собрал свыше 2 млрд рублей. Ежедневно отечественная новинка генерировала более 70% суточных сборов. В последний день праздников, 8 января, картина достигла рекордной отметки 77%, сообщает "Бюллетень кинопрокатчика".
Кроме того, "Чебурашка" обновил рекорд сборов для каждого из дней нового года. Каждый день картина собирала 300–400 млн рублей. В рейтинге самых кассовых фильмов российского кинопроизводства "Чебурашка" стремительно обогнал "Холопа", "Движение вверх", "Т–34", три части "Последнего богатыря", а также картины "Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел", "Сталинград" и "Викинг". Все эти фильмы собирали от 1,5 млрд рублей.
Эрнст может ошибаться
Директор киностудии "Союзмультфильм" Борис Машковцев считает, что успех фильма складывается из двух частей. Первая — вызвать интерес и мотивировать зрителя купить билет. Вторая — сделать так, чтобы человек не просто вышел из кинозала довольным, но ещё и рекомендовал кино своим знакомым.
"Мне кажется, что в случае с “Чебурашкой” сработали оба фактора. Поскольку персонаж более чем известный в нашей стране, горячо всеми любимый, история обрела новую форму. Натуральное кино с натуральным персонажем — то, что вызвало первичное любопытство. Если было бы больше конкурентов, зрителю было бы на что сходить. Тогда рекламная кампания строилась бы иначе", — говорит Борис Машковцев.
Кинорежиссёр и гендиректор кинокомпании "Ермак" Родион Бельков отмечает очевидный факт, что новогодние праздники выгодны для кинопроката. "В это время фильмы всегда снимают самую большую кассу. Именно поэтому наши кинопроизводители всегда дрались с Голливудом за эти даты. Где–то в 2019 году на заседании Фонда кино Константин Эрнст и другие кинопродюсеры в один голос говорили, что на январь 2023 года нельзя ставить никакую премьеру, потому что в это время выйдет “Аватар–2” и заберёт все деньги. Но как мы видим, “Аватара–2” в российском кинопрокате нет (по крайней мере в легальном), а все деньги забрал российский фильм. Так что и Константин Эрнст может ошибаться", — рассуждает режиссёр.
По мнению Родиона Белькова, "Чебурашка" — очень хороший фильм. Над ним серьёзно работали, старались, создавая его. После трейлера, который получил множество критических замечаний от публики по поводу внешнего вида Чебурашки, персонажа фактически заново перерисовали.
"“Чебурашка” сделан очень хорошо: так не старались в отечественном кинематографе, наверное, очень давно (может быть, даже с советских времён). И это хороший показатель, он говорит об оздоровлении киноиндустрии. Конечно, на такой фильм будут ходить зрители. Другие же российские фильмы, которые сейчас вышли, сделаны значительно слабее. Но тоже имеют неплохую кассу, что позволяет продюсерам лениться или порой даже совсем не стараться", — размышляет Бельков.
Голливуд в стороне
Тем временем новинка Джеймса Кэмерона "Аватар: Путь воды" стала девятым самым кассовым фильмом всех времен. Как пишут зарубежные СМИ, 6 января фильм собрал более $1,5 млрд в мировом прокате. Прокат "Аватара" стартовал в США 16 сентября и стал самым кассовым релизом 2022 года. В России "Аватар" тоже показывают, но нелегально. Премьера состоялась 15 декабря прошлого года. За первые 10 дней проката новинку посмотрели 1,1 млн человек. По состоянию на 25 декабря кассовые сборы в России и странах СНГ составили 338,3 млн рублей.
Как пишет "Бюллетень кинопрокатчика" со ссылкой на источники в индустрии, федеральные киносети, которые продолжают показывать зарубежное кино без согласия правообладателей, заключили "джентльменское соглашение". По его условиям кинотеатры не демонстрируют новую часть "Аватара" до 12 января, пока не завершится "новогодняя битва". Такое решение позволило кинотеатрам заработать во время новогодних каникул без привлечения зарубежного контента. Таким образом, представители рынка показали, что они несут ответственность перед российским кинобизнесом.
Тем временем не так давно заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин в своём telegram–канале снова поднял вопрос о том, что пора лицензировать зарубежные премьеры. "По моим данным, обсуждается законопроект, который позволит кинотеатрам легально демонстрировать новинки зарубежного кино и не заниматься полулегальной практикой “предсеансного обслуживания”. Которая, по косвенным признакам, пользуется у зрителей популярностью", — написал депутат.
При всём этом Борис Машковцев считает, что даже при наличии в прокате голливудских фильмов "Чебурашка" стоял бы особняком. "В любом случае “Чебурашка” является действительно очень мощным национальным культурным явлением, которое всё равно привлекло бы внимание. Количество зрителей, которые одновременно могут быть в кинотеатре, ограничено. Наверное, аудитория разделилась, если бы в Новый год выходили и голливудские фильмы", — комментирует он.
Стоит заметить, что голливудских семейных комедий сейчас не так много: за последнее время вышли только "Бэтмен и Супермен: Битва Суперсыновей", "Мой домашний крокодил" и "Кот в сапогах — 2: Последнее желание".