Смольный отбился от финансовых претензий почти на 1,5 млрд рублей, связанных со строительством метро.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти прекратил производство по иску Россельхозбанка, требовавшего с двух городских комитетов — по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) и имущественных отношений (КИО), а также с СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (ДТС) 1,439 млрд рублей убытков.
Ранее банк предоставил гарантию на исполнение "Метростроем" контракта по строительству Красносельско–Калининской линии почти на 6 млрд рублей. ДТС перечислила подрядчику аванс 2,75 млрд рублей, и хотя "Метрострой" отработал его не полностью, остаток не вернул. Его покрыла банковская гарантия. Добавим, что сначала контракт был заключён с КРТИ, но затем комитет заменили на ДТС.
К самому "Метрострою" банк ранее предъявил финансовые претензии на аналогичную сумму в рамках банкротного процесса экс–строителя подземки. Арбитраж включил его в реестр кредиторов. Параллельно Россельхозбанк в рамках банкротного дела требовал привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, среди которых был и Смольный.
Однако в конце прошлого года позиция банка кардинально изменилась. Он отозвал из арбитражного суда оба своих требования. Соответственно, суд прекратил рассмотрение претензий.
Россельхозбанк не ответил на запрос "ДП". В КИО заявили, что не являлись стороной по госконтракту.
По мнению КРТИ и ДТС, гарант в соответствии с действующим законодательством исполнил требование бенефициара по банковской гарантии. Банк контролировал целевое расходование средств "Метростроем". "Выплата сумм, осуществляемая в рамках расширенного банковского сопровождения, является ответственностью кредитной организации", — добавили в КРТИ.
По словам Александра Соловьёва, партнёра юрфирмы "Маранц, Соловьёв и партнёры", на практике урегулирование подобных конфликтов завершается либо выкупом задолженности перед кредитором с дисконтом, либо заключением с кредитором выгодного для него контракта. "Наиболее вероятный сценарий урегулирования конфликта с банком — это выкуп долга “Метростроя”. Во–первых, это наиболее быстрый и безопасный вариант для участников конфликта. Во–вторых, подобный сценарий уже использовался, когда АО “Метрострой Северной столицы”, новый строитель подземки, выкупило требования банка “Россия” и ООО “Таск” к “Метрострою” на 3,7 млрд рублей", — поясняет эксперт.
В КРТИ уточнили: в начале декабря 2022 года АО "Метрострой Северной столицы" как мажоритарный кредитор в банкротном процессе экс–строителя подземки выкупило право требования у Россельхозбанка в размере 1,458 млрд рублей.