Знаменитый рельеф Мефистофеля на доме Лишневского после его восстановления могут сбить снова, опасаются активисты.
Дело восстановления разрушенного 8 лет назад столетнего рельефа Мефистофеля, кажется, сдвинулось с мёртвой точки. Вкратце напомним хронику событий. Бизнесмен Василий Щедрин, по его признательным показаниям, 26 августа 2015 года проходил мимо доходного дома Лишневского (Лахтинская ул., 24). Увидев рельеф Мефистофеля, решил, что тот находится в аварийном состоянии и может упасть на голову кому–нибудь из прохожих. Он нанял промышленного альпиниста Константина Исакова, которому поручил бережно снять рельеф, однако скульптура упала на асфальт. Спустя несколько месяцев Щедрин возместил ущерб, выплатив более 600 тыс. рублей, и уголовное дело о повреждении памятника было закрыто.
Общественность объявила борьбу за восстановление Мефистофеля. И сразу заподозрила что–то неладное. Во–первых, по стечению обстоятельств машину для вывоза осколков заказал проходивший мимо глава Петроградского районного отделения "Единой России" Андрей Бреус (он принял увиденное за мусор). Во–вторых, напротив как раз достраивалась церковь Ксении Петербургской (в 2015 году на главном куполе был установлен крест), возведение которой поддерживал другой видный единоросс, экс–спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. Выходило, что демон смотрел прямо на храм. Надо сказать, что если до 2015 года строительство храма шло непросто, работы останавливались, то в 2019–м уже состоялось его великое освящение (то есть препятствия со стороны сил тьмы, если они были, как будто исчезли).
“
"Я на самом деле очень боюсь, что, когда мы восстановим Мефистофеля, появятся очередные защитники, которым тоже вдруг приснится сон, и они побегут сбивать", — рассказала "ДП" праправнучка архитектора Лишневского Елена Турковская.
На благое дело
Хотя после громкой огласки Мефистофеля сразу пообещали воссоздать, процесс шёл не быстро. Власти решили, что восстановить рельеф можно только по городской программе капитального ремонта многоквартирных домов. В этой программе капремонт фасада дома Лишневского был намечен на 2021–2023 годы, и ускорить его не удалось.
Правда, несколько инициативных групп собирали деньги на восстановление Мефистофеля (и даже, помнится, шли споры, кто первый придумал начать сбор). Но сколько удалось собрать и куда пошли деньги, помнят уже не все из тех, кто инициировал сбор. Можно только предполагать, что если кто–то что–то и собрал, то потратил на какое–нибудь другое благое дело.
Как сообщили "ДП" в городском Фонде капремонта, стоимость восстановления Мефистофеля оценивается в 820 тыс. рублей. То есть денег только Щедрина не хватило бы, даже если бы они не застряли на счету в КГИОП, который не может ими распоряжаться. В Фонде капремонта уточнили, что к ним не поступало предложений восстановить Мефистофеля бесплатно (хотя ранее такие инициативы звучали).
"Выбор скульптора и работы по воссозданию барельефа будут осуществлены после выбора подрядной организации, которая будет выполнять строительно–монтажные работы", — добавили в фонде.
На сегодня включающий воссоздание проект ремонта фасадов дома Лишневского согласован в технической части. В конце минувшего года по проекту получен положительный акт историко–культурной экспертизы. Сейчас идёт проверка сметы. Кроме того, проект находится на согласовании в КГИОП. В комитете уточнили "ДП", что собираются выдать согласование не позднее февраля нынешнего года.
Три тысячи чертей
Воссоздать Мефистофеля в фонде планируют "в агротехнический период" 2023 года. Турковская уточнила, что сделать это надеются к 155–летию архитектора Лишневского, которое будет отмечаться 11 ноября нынешнего года. В Фонде капремонта, по её словам, назвали такой срок "вполне реальным". Если, добавляет она, программа капремонта не будет сокращена из–за дефицита бюджета.
Таким образом, Мефистофель будет существовать уже как минимум в трёх ликах. Первая реинкарнация, известная благодаря цвету как Белый Мефистофель, была сделана в инициативном порядке Александром Кириленко и Михаилом Лапшиным методами 3D–моделирования по фотографиям и 3D–печати в 2019 году и выставлялась в "Севкабеле".
Вторая, Чёрный Мефистофель, была собрана по кусочкам из осколков разбитого рельефа на Лахтинской (по возвращении этих осколков из полиции) и выставлена ныне в Центре культурного наследия имени Пиотровского в петербургском ВООПИиК.
По словам Турковской, это восстановление удалось, поскольку при падении Мефистофель не разбился полностью. Вероятно, падал он на левую руку — с ней были сложности. А вот правую удалось собрать с первого раза. Что же до лица, оно, более плотное, было сделано на подложке и почти не пострадало. Уже в последний момент, когда делали экспозицию, нашли подбородок.
Сбором инсталляции из осколков занимался скульптор Павел Игнатьев. Он наиболее известен по памятнику архитектору Трезини перед Благовещенским мостом на Васильевском острове. Игнатьев ранее работал и на других домах архитектора Лишневского. Например, восстанавливал сов на доме городских учреждений на Садовой ул. В комментарии "ДП" мастер не исключил, что его могут пригласить и для создания нового рельефа Мефистофеля. Но уверенности в этом нет.
Страница 666
Турковская между тем опасается, что за прошедшие с момента утраты рельефа 8 лет техника ушла вперёд и "уже можно не кувалдой махать", а повредить его каким–нибудь другим, более изощрённым способом. Нужно если не помириться с соседней церковью, то найти с ней некое согласие. "Может, его даже освятить можно будет?" — полушутя заметила праправнучка архитектора.
Один из церковных публицистов, с которым пообщался "ДП", провёл такую аналогию: "666–ю страницу из Библии мы же не вырываем, она там есть". Так и Мефистофель — часть петербургской культуры. Можно вспомнить, что, например, на соборе Парижской Богоматери были демонические существа — гаргульи. По–видимому, эти каменные изваяния призваны были отпугивать настоящие порождения тьмы.
На этом основании можно осторожно предположить, что и Мефистофель может отпугивать от храма напротив настоящие тёмные силы.